В 2021 году в условиях структурного профицита ликвидности Банк России, как и ранее, для достижения операционной цели денежно-кредитной политики использовал в качестве основных операций депозитные аукционы на срок 1 неделя. Также для сближения ставок овернайт с ключевой ставкой в конце периодов усреднения обязательных резервов, когда на денежном рынке, как правило, формируется избыточное предложение ликвидности, Банк России продолжал проводить депозитные аукционы "тонкой настройки".
В начале 2021 года из-за оттоков средств по бюджетному каналу Банк России снизил предложение на недельных депозитных аукционах. За январский период усреднения на недельных депозитах в среднем в день было размещено порядка 0,8 трлн рублей. После возобновления притока ликвидности по операциям Федерального казначейства по размещению временно свободных бюджетных средств в банках с февральского по сентябрьский период усреднения объем средств на недельных депозитах увеличился до 1,3 трлн руб. в среднем в день. В 2021 году Банк России продолжил выпускать купонные облигации с целью абсорбирования устойчивой части избыточной ликвидности на длительные сроки. Объем их размещения в январе - сентябре изменялся незначительно - в диапазоне 0,5 - 0,7 трлн рублей. Данный уровень позволял сохранить гибкость в управлении ликвидностью с помощью недельных депозитных аукционов. Однако в условиях снижения в конце года структурного профицита ликвидности Банк России принял решение в сентябре 2021 года приостановить размещение 49-го выпуска и не размещать последующие выпуски купонных облигаций для сохранения гибкости в управлении ликвидностью с помощью недельных депозитных аукционов.
Банк России продолжил проведение аукционов репо на срок 1 месяц по фиксированной ставке и на срок 1 год по плавающей ставке, чтобы, как и ранее, обеспечить возможность для отдельных кредитных организаций компенсировать локальные дисбалансы распределения ликвидности. Однако в феврале из-за притока средств по бюджетному каналу потребность банков в ликвидности снизилась. Это позволило банкам практически полностью погасить задолженность по данным операциям: спрос на репо на срок 1 месяц в феврале составил 0,05 трлн рублей. В апреле Банк России снизил максимальный объем предоставления средств на аукционе репо на срок 1 месяц с 1,5 до 0,1 трлн рублей. Спрос банков на эти операции при этом несколько возрос, и задолженность сохранялась на уровне 0,1 трлн рублей. В дальнейшем в случае необходимости лимиты на аукционах репо на сроки 1 месяц и 1 год могут быть пересмотрены в зависимости от ситуации с ликвидностью в банковском секторе.
В 2021 году спрос на кредиты постоянного действия, обеспеченные нерыночными активами, в отдельные периоды увеличивался, что было связано, как правило, с требованиями по выполнению системнозначимыми кредитными организациями норматива краткосрочной ликвидности. Задолженность банков по специализированным механизмам рефинансирования постепенно снижалась. В 2020 году в условиях пандемии Банк России временно ввел инструменты по предоставлению ликвидности банкам с общим лимитом 500 млрд руб. на льготных условиях. Это стимулировало банки выдавать кредиты нефинансовым организациям на выплату заработной платы и другие неотложные нужды, а также иные кредиты субъектам малого и среднего предпринимательства. В 2021 году на фоне восстановления экономической активности и действия правительственных программ по субсидированию процентных ставок по банковским кредитам на неотложные нужды и сохранение занятости требования Банка России к кредитным организациям по данным инструментам планово снижались и на 1 октября составили 0,01 трлн рублей. К концу 2021 года данные кредиты будут погашены полностью. В ноябре 2021 года Банк России принял решение о выделении 60 млрд рублей для обеспечения льготного кредитования банками предприятий из перечня отраслей, в наибольшей степени подверженных негативному влиянию временных противоэпидемических мер <4>.
--------------------------------
<4> Пресс-релиз Банка России от 22 октября 2021 года об оказании дополнительной поддержки кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, в 2021 году ряд специализированных механизмов рефинансирования претерпел некоторые изменения. В частности, механизм кредитования под поручительства АО "Корпорация "МСП" стал в большей степени ориентирован на малые и средние региональные банки. Как ожидается, это позволит таким банкам на более равных условиях конкурировать с участниками госпрограмм и активно развиваться.
Согласно действующей системе инструментов при структурном профиците основное регулирование объема ликвидности, как и ранее, будет осуществляться Банком России с помощью еженедельных депозитных аукционов. Устойчивая часть избытка ликвидности при необходимости будет абсорбироваться через выпуск купонных облигаций, а объем эмиссии каждого выпуска также будет устанавливаться на основании прогноза ликвидности. Переход к устойчивому структурному дефициту, принимая во внимание текущие макроэкономические прогнозы, в ближайшие годы маловероятен, однако и на такой случай у Банка России готовы к применению все необходимые инструменты, а текущей операционной процедурой предусмотрен порядок их использования.
Согласно принятым решениям, с 1 апреля 2022 года критерием допуска кредитных организаций к операциям Банка России по предоставлению ликвидности вместо отнесения их к определенной классификационной группе станет наличие у них определенного кредитного рейтинга, присвоенного российскими рейтинговыми агентствами. Также с 1 апреля 2022 года в силу вступит Положение Банка России от 11.01.2021 N 753-П "Об обязательных резервах кредитных организаций", которым предусмотрено уточнение порядка выполнения обязательных резервных требований. В рамках запланированного на 2021 - 2022 годы Обзора денежно-кредитной политики Банк России проанализирует эффективность операционной процедуры денежно-кредитной политики и по итогам этой работы оценит необходимость внесения в нее каких-либо изменений.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей