Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов.

Врезка 3. Бюджетная политика в 2021 - 2024 годах

ВРЕЗКА 3.

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА В 2021 - 2024 ГОДАХ

По итогам первого полугодия 2021 года наметилась тенденция на постепенное снижение расходов и устойчивый рост доходов бюджета (в % ВВП) - как нефтегазовых, так и ненефтегазовых. В этих условиях происходит значительное сокращение общего и ненефтегазового дефицита бюджетной системы. Данные тенденции соответствуют нормализации бюджетной политики и постепенному сворачиванию антикризисных мер Правительства Российской Федерации.

Минфин России сохраняет стратегию нормализации бюджетной политики на горизонте 2021 - 2022 годов с постепенным возвратом к формированию предельного объема расходов в соответствии с бюджетным правилом с 2022 года. Это будет оказывать сдерживающее воздействие на выпуск и инфляцию в 2022 году.

Параметры определения предельного объема расходов федерального бюджета в соответствии с бюджетным правилом в 2019 - 2024 годах задаются формулой:

Расходыпред. = Баз. НГД + ННГД + %Р + СД,

где Баз. НГД - базовые нефтегазовые доходы;

ННГД - ненефтегазовые доходы;

%Р - расходы на обслуживание госдолга;

СД - первичный структурный дефицит (585 млрд руб. в 2019 - 2021 годах (до принятия Федерального закона от 15.10.2020 N 357-ФЗ), 0,5% ВВП в 2022 - 2024 годах).

В 2020 - 2021 годах в рамках антикризисной политики Правительства Российской Федерации расходы были дополнительно увеличены сверх параметров формулы, однако масштаб превышения сокращается в 2021 году по сравнению с 2020 годом с постепенным приведением к параметрам этой формулы в 2022 году. Так, в 2020 году отклонение фактически осуществленных расходов федерального бюджета от суммы фактически поступивших базовых нефтегазовых, ненефтегазовых доходов, расходов на обслуживание государственного долга и первичного структурного дефицита бюджета составило 2,4 трлн руб., а объем расходов на реализацию антикризисных и противоэпидемических мер превысил 3 трлн рублей. В 2021 году отклонение предельных расходов от параметров, определенных формулой для 2019 - 2021 годов (см. выше), сократится до 875 млрд руб., в 2022 году формирование предельных расходов будет осуществляться без превышения параметров бюджетного правила (с учетом установления первичного структурного дефицита федерального бюджета на уровне 0,5% ВВП в 2022 - 2024 годах).

СКОЛЬЗЯЩИЕ ЗА 12 МЕСЯЦЕВ ИНДИКАТОРЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В 2014 - 2021 ГОДАХ (% ВВП)

Рис. В-3-1

00000010.jpg

Источники: Минфин России, Федеральное казначейство, Росстат, расчеты Банка России.

Значительное сокращение масштаба отклонения ожидаемых расходов от объема, определяемого параметрами бюджетного правила, в 2021 году по сравнению с 2020 годом свидетельствует о постепенном ужесточении бюджетной политики.

С приведением в 2022 г. плановых расходов федерального бюджета к уровням, соответствующим параметрам бюджетного правила, ненефтегазовый дефицит бюджета стабилизируется около 6% ВВП.