Врезка 3. Бюджетная политика в 2021 - 2024 годах
По итогам первого полугодия 2021 года наметилась тенденция на постепенное снижение расходов и устойчивый рост доходов бюджета (в % ВВП) - как нефтегазовых, так и ненефтегазовых. В этих условиях происходит значительное сокращение общего и ненефтегазового дефицита бюджетной системы. Данные тенденции соответствуют нормализации бюджетной политики и постепенному сворачиванию антикризисных мер Правительства Российской Федерации.
Минфин России сохраняет стратегию нормализации бюджетной политики на горизонте 2021 - 2022 годов с постепенным возвратом к формированию предельного объема расходов в соответствии с бюджетным правилом с 2022 года. Это будет оказывать сдерживающее воздействие на выпуск и инфляцию в 2022 году.
Параметры определения предельного объема расходов федерального бюджета в соответствии с бюджетным правилом в 2019 - 2024 годах задаются формулой:
Расходыпред. = Баз. НГД + ННГД + %Р + СД,
где Баз. НГД - базовые нефтегазовые доходы;
%Р - расходы на обслуживание госдолга;
СД - первичный структурный дефицит (585 млрд руб. в 2019 - 2021 годах (до принятия Федерального закона от 15.10.2020 N 357-ФЗ), 0,5% ВВП в 2022 - 2024 годах).
В 2020 - 2021 годах в рамках антикризисной политики Правительства Российской Федерации расходы были дополнительно увеличены сверх параметров формулы, однако масштаб превышения сокращается в 2021 году по сравнению с 2020 годом с постепенным приведением к параметрам этой формулы в 2022 году. Так, в 2020 году отклонение фактически осуществленных расходов федерального бюджета от суммы фактически поступивших базовых нефтегазовых, ненефтегазовых доходов, расходов на обслуживание государственного долга и первичного структурного дефицита бюджета составило 2,4 трлн руб., а объем расходов на реализацию антикризисных и противоэпидемических мер превысил 3 трлн рублей. В 2021 году отклонение предельных расходов от параметров, определенных формулой для 2019 - 2021 годов (см. выше), сократится до 875 млрд руб., в 2022 году формирование предельных расходов будет осуществляться без превышения параметров бюджетного правила (с учетом установления первичного структурного дефицита федерального бюджета на уровне 0,5% ВВП в 2022 - 2024 годах).
Источники: Минфин России, Федеральное казначейство, Росстат, расчеты Банка России.
Значительное сокращение масштаба отклонения ожидаемых расходов от объема, определяемого параметрами бюджетного правила, в 2021 году по сравнению с 2020 годом свидетельствует о постепенном ужесточении бюджетной политики.
С приведением в 2022 г. плановых расходов федерального бюджета к уровням, соответствующим параметрам бюджетного правила, ненефтегазовый дефицит бюджета стабилизируется около 6% ВВП.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей