В 2020 - 2021 годах в банковском секторе преимущественно сохранялся структурный профицит ликвидности. Это означает, что на корреспондентских счетах кредитных организаций было больше средств, чем им необходимо для выполнения обязательных резервных требований и проведения клиентских платежей. Поэтому Банк России, как и ранее, проводил депозитные аукционы и размещал купонные облигации. В отдельные периоды в конце декабря 2020 года и во второй половине января - начале февраля 2021 года в банковском секторе сформировался временный дефицит ликвидности. В эти периоды объем привлеченного кредитными организациями рефинансирования от Банка России, в том числе за счет специализированных механизмов и аукционов долгосрочного репо, превысил объем депозитов, размещенных ими в Банке России, и вложения в купонные облигации. С начала февраля приток средств в банки возобновился, и к середине месяца банковский сектор вернулся к устойчивому профициту ликвидности.
В 2020 году разнонаправленное влияние динамики бюджетных операций и наличных денег приводило к значительным изменениям ситуации с ликвидностью. Структурный баланс ликвидности в среднем по периодам усреднения обязательных резервов <2> изменялся от дефицита в размере 0,02 трлн руб. до профицита 3,8 трлн рублей. На конец 2020 года профицит составил 0,2 трлн руб., что ниже прогноза Банка России в размере 1,0 - 1,4 трлн руб., представленного в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2021 год и период 2022 и 2023 годов. Основными факторами отклонения были меньший, чем ожидалось, приток ликвидности по бюджетному каналу и больший отток наличных денег в декабре.
--------------------------------
<2> Рассматриваются периоды усреднения с 15.01.2020 по 12.01.2021. Среднее значение баланса ликвидности за период усреднения обязательных резервов позволяет более объективно, чем при рассмотрении значения на фиксированную дату, оценить влияние долгосрочных факторов (в частности, бюджетных операций, динамики наличных денег в обращении) на ликвидность банковского сектора и снизить эффект от временных стратегий отдельных кредитных организаций по управлению остатками средств на корреспондентских счетах.
В декабре 2020 года сезонное увеличение объема наличных денег в обращении было основным фактором оттока ликвидности. Этот отток оказался сопоставим со значением предыдущего года - экономические агенты не стали возвращать ранее полученные наличные средства в банки, а кредитные организации пополняли кассы и банкоматы, как и в декабре 2019 года. Однако прогноз Банка России содержал предпосылку о том, что прирост спроса на наличные деньги будет меньше за счет уже сформированных запасов. В результате по итогам года отток ликвидности из-за наличных денег оказался выше ожидаемых значений.
В то же время приток ликвидности от сезонно высокого объема операций по бюджетным счетам оказался заметно ниже, чем ожидалось. Это было связано с ростом налоговых поступлений, а также меньшим расходованием бюджетных средств, которые не были полностью компенсированы соответствующим ростом объемов операций Федерального казначейства и других субъектов бюджетной системы по размещению временно свободных средств в банках, как предполагал Банк России.
В январе и начале февраля 2021 года формирование дефицита ликвидности было вызвано преимущественно разовыми факторами: траекторией бюджетных потоков и стратегиями банков по выполнению усреднения обязательных резервов. Сезонно в начале года бюджетные доходы превышают расходы. Однако особенностью 2021 года было отсутствие при этом компенсирующего увеличения объема размещения временно свободных бюджетных средств со стороны Федерального казначейства. С февраля приток средств по операциям Федерального казначейства возобновился. Объем этих операций значительно превысил отток средств из-за сезонного превышения бюджетных доходов над расходами и возросшего объема размещений облигаций федерального займа на внутреннем рынке Минфином России. В результате на начало октября 2021 года структурный профицит ликвидности составил 1,3 трлн рублей.
В целом в январе - октябре 2021 года налоговые поступления в бюджет продолжили восстанавливаться и превысили уровень как 2020, так и 2019 года. При этом бюджетные расходы были сезонно невысокими. Их рост в отдельные месяцы объяснялся разовыми факторами, такими как индексация социальных пособий, субсидии банкам по программе ФОТ 2.0 <3>, а также перечисление в банки средств для последующего проведения единовременных выплат. Отток ликвидности из банков за счет превышения бюджетных доходов над расходами и размещения облигаций федерального займа был частично компенсирован операциями Минфина России по покупке валюты на внутреннем валютном рынке в рамках реализации бюджетного правила. Однако главным фактором притока ликвидности по бюджетному каналу в первой половине 2021 года были операции Федерального казначейства по размещению временно свободных бюджетных средств. Начиная с 2021 года значительная часть средств бюджетов бюджетной системы аккумулируется на Едином казначейском счете. В итоге Федеральное казначейство получило возможность размещать средства, которые ранее хранились не только на Едином счете федерального бюджета, но и на ряде других счетов в Банке России. Кроме того, в марте на Единый казначейский счет поступила часть дохода Банка России от реализации пакета акций ПАО Сбербанк в объеме 0,2 трлн руб., что также расширило возможности Федерального казначейства по дополнительному размещению средств в банках.
--------------------------------
<3> ФОТ 2.0 - кредитная программа, направленная на поддержку занятости (кредиты по ставке 2% годовых для заемщика со списанием при условии сохранения занятости).
Источник: расчеты Банка России.
--------------------------------
<**> Без учета операций по депозитам, репо и своп Федерального казначейства, операций Федерального казначейства по размещению средств на банковских счетах в кредитных организациях и операций Минфина России с ОФЗ, включая операции Минфина России по покупке (продаже) иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, расчеты по операциям Банка России "валютный своп" по продаже долларов США за рубли и прочие операции.
Динамика наличных денег в обращении в январе - октябре 2021 года в целом приблизилась к траектории, которая наблюдалась до начала пандемии. В начале года, после новогодних праздников, объем наличных денег в обращении сезонно снизился. Однако приток средств за счет этого фактора был ниже, чем в предыдущие годы. Снижение объема списаний и поступлений наличных денег в кассы Банка России и кредитных организаций может быть связано с активным использованием безналичных платежей. Также в расчетах продолжают использоваться сформированные в течение 2020 года запасы наличных денег.
Перед майскими праздниками временно увеличился спрос на наличные деньги. Кредитные организации пополняли кассы и банкоматы, как и в аналогичные периоды прошлых лет. Однако за счет большего количества объявленных нерабочих дней отток ликвидности из банков превысил средние сезонные значения. При этом уже в мае после инкассации выручки предприятий розничной торговли эти средства в сопоставимом объеме вернулись в банки.
СТРУКТУРА ОПЕРАЦИЙ БАНКА РОССИИ <*> (трлн руб.) |
--------------------------------
<*> Требования Банка России к кредитным организациям по инструментам рефинансирования/обязательства Банка России перед кредитными организациями по инструментам абсорбирования избыточной ликвидности на начало операционного дня.
<**> Специализированные инструменты рефинансирования Банка России, кредиты, предоставленные Банком России в рамках безотзывных кредитных линий, операции "валютный своп" по продаже Банком России долларов США и евро за рубли.
<***> Операции "валютный своп" по покупке Банком России долларов США и евро за рубли.
Рост обязательных резервов, которые банки должны поддерживать в Банке России, в результате увеличения депозитной базы и валютной переоценки обязательств кредитных организаций способствовал некоторому повышению потребности банков в ликвидности.
На конец 2021 года, по оценкам Банка России, профицит ликвидности составит 0,6 - 1,0 трлн рублей. Как и ранее, одной из предпосылок прогноза является предположение о равномерном выполнении банками усреднения обязательных резервов и росте усредняемой части обязательных резервов, пропорциональном увеличению денежной массы в национальном определении. С учетом этого, а также в предположении, что операции Федерального казначейства по управлению временно свободными остатками бюджетных средств и реализация механизма бюджетного правила эффективно снижают чистое влияние бюджетных операций на уровень ликвидности банковского сектора, величина структурного профицита в среднем за декабрьский период усреднения будет формироваться также в рамках диапазона 0,6 - 1,0 трлн рублей.
Ожидается, что постепенный возврат в банки части наличных денег, спрос на которые повысился в 2020 году в период пандемии, сместится на 2022 - 2023 годы. При этом рост их объема в обращении в 2021 году составит 0,6 - 0,7 трлн рублей. Кроме того, прогнозируется, что Федеральное казначейство по итогам года снизит уровень остатков бюджетных средств на Едином казначейском счете в Банке России. В результате больший, чем в предыдущие годы, объем средств бюджетной системы будет размещен в банках. По оценкам, дополнительно по итогам года в банки может поступить 1,6 - 1,8 трлн рублей. Также приток ликвидности в размере 0,2 трлн руб. составят бюджетные расходы, которые будут профинансированы за счет полученной части доходов Банка России от реализации в 2020 году пакета акций ПАО Сбербанк.
В дальнейшем на трехлетнем горизонте возможно снижение профицита ликвидности и даже переход к дефициту. Так, на конец 2024 года, по оценкам Банка России, в базовом сценарии профицит ликвидности приблизится к нулевому значению. В сценариях "Глобальная инфляция" и "Усиление пандемии" возможен переход к дефициту ликвидности в размере 0,2 - 0,3 трлн рублей. Эти оценки рассчитаны исходя из основных параметров макроэкономического прогноза Банка России и с учетом бюджетных проектировок Минфина России (см. раздел 2 "Сценарии макроэкономического развития и денежно-кредитная политика в 2021 - 2024 годах").
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей