Врезка 9. Структурный профицит ликвидности банковского сектора в 2021 году: о чем говорит его динамика
Структурный профицит (избыток) ликвидности - ситуация, при которой банковский сектор испытывает потребность в размещении средств в центральном банке. Это происходит в случае, когда при притоке денег в банки на их корсчетах образуется больше средств, чем им необходимо для проведения клиентских расчетов и выполнения обязательных резервных требований. Обратная ситуация, когда кредитным организациям для осуществления нормальной деятельности необходимо привлекать средства у центрального банка, называется структурным дефицитом ликвидности.
Структурный профицит (дефицит) ликвидности определяется действием автономных факторов формирования ликвидности - статей баланса центрального банка, находящихся за рамками денежно-кредитной политики. К числу автономных факторов формирования ликвидности относят валютные интервенции на внутреннем рынке, покупки иных активов в целях, не связанных с проведением денежно-кредитной политики, изменение остатков средств на счетах расширенного правительства в центральном банке, изменение объема наличных денег в обращении и прочие операции. Все эти операции приводят к изменению уровня корсчетов кредитных организаций в центральном банке. Спрос банковского сектора на ликвидность зависит от уровня нормативов обязательных резервов и поэтому, как правило, изменяется несильно. В связи с этим в обычных условиях изменения уровня ликвидности за счет действия автономных факторов должны быть компенсированы операциями центрального банка по предоставлению или абсорбированию ликвидности.
Длительное накопленное действие автономных факторов приводит к формированию структурного избытка или дефицита ликвидности. Например, если центральный банк в течение длительного периода приобретал на внутреннем рынке иностранную валюту для формирования международных резервов - скорее всего, в банковском секторе сформируется структурный избыток ликвидности. Более того, структурный профицит может сохраниться в течение длительного времени даже после того, как центральный банк прекратит проведение таких операций. С другой стороны, постепенный рост объема наличных денег в обращении, который наблюдается практически во всех экономиках мира, приводит к оттоку ликвидности из банковского сектора, что способствует формированию структурного дефицита ликвидности.
С начала 2017 года российский банковский сектор функционировал при устойчивом структурном профиците ликвидности, сформировавшемся в результате трат суверенных фондов и операций, направленных на финансовое оздоровление кредитных организаций. Однако в конце 2020 - начале 2021 года ситуация с ликвидностью резко изменялась в течение короткого периода. В декабре 2020 года в российском банковском секторе сформировался структурный дефицит ликвидности. Впервые за долгое время банки привлекли у Банка России по операциям рефинансирования больше средств, чем разместили в депозиты и облигации Банка России. В январе 2021 года структурный дефицит продолжил увеличиваться, сменившись в начале февраля структурным профицитом.
Такие резкие изменения весьма необычны для российского банковского сектора. Причины этого явления заключаются в следующем.
В 2020 году рост спроса экономических агентов на наличные средства привел к оттоку ликвидности из банков. Чтобы пополнить банкоматы и кассы, банки приобретали наличные деньги у Банка России, расплачиваясь средствами со своих корсчетов. Для выполнения усреднения обязательных резервов банки обязаны поддерживать определенный уровень остатков средств на корсчетах. Это вынуждало их снижать вложения в депозиты и облигации Банка России. Отток ликвидности в течение 2020 года при увеличении объема наличных денег в обращении привел к значительному снижению структурного профицита ликвидности по сравнению с умеренной динамикой данного фактора годом ранее.
СТРУКТУРНЫЙ ПРОФИЦИТ ЛИКВИДНОСТИ В БАЛАНСЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА. ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК - ЧИСТЫЕ ИНОСТРАННЫЕ АКТИВЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА |
СТРУКТУРНЫЙ ДЕФИЦИТ ЛИКВИДНОСТИ В БАЛАНСЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА. ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК - НАЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ В ОБРАЩЕНИИ |
На ликвидность банковского сектора традиционно существенно влияют операции по счетам бюджетной системы. В 2020 году в условиях пандемии расходы бюджетной системы выросли, а доходы сократились. Поэтому бюджетные расходы финансировались в том числе за счет размещений государственного внутреннего долга и сокращения остатков средств бюджета в банковском секторе. Кроме того, в 2020 году Банк России перечислил в федеральный бюджет часть доходов от продажи ПАО "Сбербанк". Данные средства потенциально могли поступить в банковский сектор в виде бюджетных расходов или операций Федерального казначейства по размещению временно свободных бюджетных средств. Таким образом, по итогам 2020 года в банковский сектор мог поступить значительный объем средств.
Однако в целом влияние операций бюджетной системы на ликвидность банковского сектора в 2020 году оказалось близким к нейтральному. Это связано с тем, что доходы бюджетной системы сложились на более высоком уровне, чем прогнозировалось ранее, а расходы не были исполнены в полном объеме. При этом в отличие от предыдущих лет Федеральное казначейство не в полном объеме разместило накопленные на счетах в Банке России средства в банковском секторе, а остатки средств бюджетной системы на счетах в Банке России по итогам 2020 года выросли. Влияние этих факторов ликвидности - изменения объема наличных денег в обращении и изменения остатков средств на бюджетных счетах в Банке России - способствовало снижению структурного профицита ликвидности по итогам 2020 года.
Помимо среднесрочных тенденций, на ликвидность банковского сектора влияет внутригодовая и внутримесячная сезонность автономных факторов. Так, осенью - зимой 2020 года Минфин России нарастил размещение ОФЗ на внутреннем рынке. Одновременно Федеральное казначейство для финансирования запланированных бюджетных расходов сокращало остатки средств, размещенных в банках. Вместе с тем в конце календарного года произошел традиционный отток ликвидности за счет временного роста объема наличных денег в обращении перед длительными выходными. В результате в отдельные дни в декабре 2020 года в банковском секторе формировался структурный дефицит ликвидности. Однако по состоянию на конец года в банковском секторе сформировался ее структурный профицит в результате финансирования бюджетных расходов в последние дни декабря.
Отток ликвидности сохранился в январе 2021 года. Обычно в начале календарного года Федеральное казначейство увеличивает свои остатки на счетах в банках, размещая средства, полученные за счет бюджетных доходов и размещений ОФЗ и не использованные для финансирования расходов, что позволяет компенсировать отток средств за счет превышения бюджетных доходов над расходами. Однако в январе 2021 года этого не произошло: в течение января Федеральное казначейство не только не наращивало, но и сокращало объем средств, размещенных в банках. В условиях неопределенности относительно дальнейших действий Федерального казначейства банки привлекали кредиты Банка России для выполнения усреднения обязательных резервов. Структурный дефицит ликвидности при этом увеличивался.
Уже в конце января Федеральное казначейство резко увеличило объем размещения средств в банках. Это стало возможным в том числе в результате перехода на Единый казначейский счет. Средства, которые ранее хранились на большом количестве счетов в Банке России и не поступали в банковский сектор, теперь попали в распоряжение Федерального казначейства, которое может более эффективно управлять ими, в том числе размещая в банковском секторе. В результате общий уровень остатков средств бюджетной системы в Банке России снизился, объем средств, размещенных в банках, напротив, возрос. Это дало кредитным организациям возможность заместить заимствования у Банка России привлеченными бюджетными средствами. В результате банки выполнили усреднение обязательных резервов с большим опережением, поэтому к концу периода усреднения у них образовался значительный объем избыточных средств на корсчетах. Банки разместили средства на депозитном аукционе "тонкой настройки", что привело к росту структурного профицита на 2,7 трлн руб. за последние два дня периода усреднения. На следующий день, с началом нового периода усреднения, банки вновь нарастили корсчета, а структурный профицит сократился на 2,7 трлн рублей.
Другим фактором повышенной волатильности структурного профицита в 2021 году были стратегии банков по выполнению усреднения в условиях ожиданий повышения ключевой ставки в отдельные периоды усреднения. В эти периоды банки стремились поддержать более высокие корсчета в начале периода, до повышения ставок на рынке, чтобы затем в конце периода размещать средства в Банке России и на денежном рынке на более выгодных условиях. В результате структурный профицит был более низким в начале периодов и значительно рос к их концу.
Таким образом, структурный профицит (дефицит) может значимо колебаться в течение месяца в зависимости от траектории бюджетных доходов и расходов, стратегий банков по выполнению усреднения. Эти колебания ничего не говорят о долгосрочных тенденциях в динамике этого показателя. В связи с этим при анализе ситуации с ликвидностью целесообразно рассматривать не ежедневные значения структурного профицита, а его значение в среднем за период усреднения. Так, за периоды усреднения с февраля по сентябрь 2021 года средний размер структурного профицита почти не изменялся и колебался в диапазоне 1,1 - 1,8 трлн руб., хотя в отдельные дни он принимал значения от 0,3 до 4,1 трлн рублей.
В течение года структурный профицит меняется в зависимости от внутригодовой динамики операций по счетам бюджета и наличных денег в обращении, а также операционных особенностей деятельности органов бюджетной системы. Прогноз, который Банк России представляет в том числе в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики, предполагает, что корсчета кредитных организаций в Банке России будут соответствовать уровню, необходимому для усреднения в соответствующем периоде, а Федеральное казначейство и финансовые органы субъектов Российской Федерации будут компенсировать влияние бюджетных доходов, расходов и операций по привлечению средств на ликвидность с помощью своих операций по размещению средств. Также предполагается равномерная траектория выполнения усреднения обязательных резервов кредитными организациями. При этом в своем прогнозе Банк России учитывает долгосрочные тенденции автономных факторов формирования ликвидности, такие как ожидаемый возврат в банковскую систему части наличных денег, изъятых в 2020 году, и рост возможностей Федерального казначейства по размещению временно свободных бюджетных средств в результате перехода на Единый казначейский счет.
Изменение объема ликвидности, в том числе переход от структурного профицита к дефициту и обратно, не влияет на банковский сектор и характер проводимой денежно-кредитной политики. Нередко вызывающий негативные ассоциации термин "дефицит ликвидности" не говорит о возникновении кризисных явлений или признаков нестабильности, а наряду с профицитом является абсолютно здоровым состоянием банковского сектора. Состояние ликвидности определяет лишь направленность и объем операций, которые Банк России проводит для управления ликвидностью банковского сектора и достижения своей операционной цели - сближения ставок на рынке межбанковского кредитования с ключевой. Операционная процедура денежно-кредитной политики Банка России настроена так, чтобы позволить ему управлять ставками при любой ситуации с ликвидностью банковского сектора.
Вместе с тем ситуация с ликвидностью банковского сектора влияет на положение ставок денежного рынка в процентном коридоре. В периоды структурного дефицита ликвидности операционный ориентир денежно-кредитной политики - ставка RUONIA - формируется с небольшим положительным спредом к ключевой ставке. При структурном профиците в банковском секторе спред RUONIA к ключевой ставке, как правило, отрицательный. Банк России учитывает наличие и размер этого спреда при принятии решений об уровне ключевой ставки. В том числе для этих целей Банк России осуществляет прогноз ликвидности на три года.
То, за счет каких источников формируется структурный профицит ликвидности, также не имеет самостоятельного значения для банковских балансов и трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. Например, если средства на счетах Федерального казначейства будут использованы для финансирования бюджетных расходов, они окажутся в банковском секторе в виде остатков на счетах физических и юридических лиц. В противном случае Федеральное казначейство может самостоятельно разместить избыточные средства на счетах в кредитных организациях. Если бы Федеральное казначейство предпочло оставить средства на счетах в Банке России, кредитные организации привлекали бы необходимое фондирование на денежном рынке или у Банка России. Таким образом, активы банков в любом случае будут профинансированы банковскими обязательствами, стоимость которых будет определяться на рыночных условиях с учетом преобладающего в экономике уровня ставок.
С помощью своей операционной процедуры Банк России обеспечивает формирование ставок на денежном рынке вблизи ключевой ставки. Федеральное казначейство также размещает средства по ставкам, близким к ключевой. Остатки средств на текущих счетах клиентов банков, как правило, не оплачиваются, однако получатели бюджетных средств стремятся разместить их в доходные инструменты. В этих условиях, если центральный банк успешно управляет краткосрочными ставками денежного рынка, а кредитные организации конкурируют между собой за средства вкладчиков, размер структурного профицита и источники его формирования не повлияют на денежно-кредитные условия в экономике.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей