Приложение

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО

от 4 декабря 2020 г. N 14-10645-ГЕ/20

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение Минвостокразвития России от 05.11.2020 N АК-01-14/13389, учитывая, что в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр не уполномочен разъяснять и толковать законодательство Российской Федерации, сообщает.

На основании пункта 1 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК) при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 названной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами; при разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности (подпункт 1 пункта 6 статьи 11.4 ЗК).

При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки (пункт 2 статьи 11.4 ЗК).

В этой связи, учитывая также положения статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК), земельные участки, образуемые из земельного участка, относящегося к категории земель - "земли лесного фонда", являются федеральной собственностью.

Статьей 8 Водного кодекса Российской Федерации установлено (далее - ВК), что:

водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 названной статьи (часть 1);

пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (часть 2);

право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты (часть 3);

пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 названной статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством; не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера (часть 4).

Лесное законодательство не исключает возможность нахождения в границах лесных участков водных объектов (например, часть 3 статьи 41 ЛК).

На основании изложенного можно предположить, что и расположенные в границах образуемых земельных (лесных) участков водные объекты также находятся в федеральной собственности.

Пунктом 2 статьи 102 ЗК установлено, что на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

Частью 3 статьи 5 ВК установлено, что поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (границы водного объекта).

Учитывая изложенное, представляется, что:

в случае, указанном в пункте 2 статьи 102 ЗК, речь идет о запрете на формирование земельного участка непосредственно под водным объектом - в пределах его границы (береговой линии);

поскольку законодательство Российской Федерации допускает образование земельного участка, в границах которого располагается водный объект, но не в пределах границ береговой линии таких водных объектов (под водным объектом), учитывая установленные статьей 11.9 ЗК требования к образуемым и измененным земельным участкам, а также положения статьи 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), водные объекты, полагаем, могут располагаться и на нескольких земельных участках.

При этом:

ВК и Закон N 73-ФЗ предусматривают, что под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии (статья 8 ВК, статья 7 Закона N 73-ФЗ);

в соответствии с пунктом 12 Положения о ведении государственного водного реестра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 N 253, в государственный водный реестр вносятся сведения о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах, в том числе о кадастровых номерах земельных участков, в границах которых расположены водные объекты, и земельных участков, занятых указанными сооружениями, о документах, на основании которых зарегистрировано право собственности на указанные земельные участки, а также на водные объекты, гидротехнические сооружения и иные сооружения, расположенные на водных объектах.

Также необходимо учитывать, что на основании пункта 5 статьи 27 ЗК ограничены в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки:

из состава земель лесного фонда;

в пределах которых расположены находящиеся в государственной или муниципальной собственности водные объекты.

Кроме того, поскольку в соответствии с частью 5 статьи 10 Закона о недвижимости в реестр границ ЕГРН вносятся сведения о береговых линиях (границах водных объектов) на основании сведений, представленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного водного реестра, при рассмотрении вопроса, изложенного в обращении, полагаем необходимым также обращать внимание на наличие или отсутствие в реестре границ ЕГРН сведений о береговых линиях (границах) указанных водных объектов, отнесение территории между береговыми линями к категории земель водного фонда, одновременно учитывая отсутствие оснований для приостановления государственного кадастрового учета земельных участков при наличии пересечений их границ с береговой линией (линиями).

Изложенное в настоящем письме мнение Росреестра доведено до Управления Росреестра (далее - Управление). (Поскольку один из отказов Управления в осуществлении учетно-регистрационных действий обжалуется заинтересованными лицами в Арбитражном суде ( ), оценка действиям Управления будет дана судом.)

При этом Управление также доложило, что:

согласно информации прокуратуры, содержащейся в письме, в связи с допущенными Республиканским агентством лесного хозяйства (далее - Агентство) нарушениями федерального законодательства при утверждении проектной документации лесного участка с кадастровым номером без учета расположения в его границах водного объекта - реки Джилинда, в адрес Агентства внесено представление об устранении нарушений законодательства;

письмом прокуратура сообщила о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (внесение кадастровым инженером заведомо ложных сведений в межевой план), и направлении материалов мировому судье в отношении кадастрового инженера и о внесении представления в адрес по факту подготовки межевого плана в связи с образованием семи земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером с нарушением пункта 2 статьи 102 ЗК.

Также сообщаем, что 09.09.2020 состоялось совместное совещание Рослесхоза и Росреестра по вопросам внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о лесничествах, в ходе которого рассмотрен в том числе и комментируемый вопрос; по итогам совещания было, в частности, принято решение о направлении Рослесхозом в Минприроды России запроса по вопросу нахождения водных объектов в границах земельных (лесных) участков, возможности образования земельных (лесных) участков, в границах которых расположены водные объекты (в том числе реки, ручьи), учитывая положения пункта 2 статьи 102 ЗК.

Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА