3. Основные этапы проведения инклюзивных смен

Перед проведением инклюзивной смены рекомендуется подготовить и разослать пакет документов лицам, готовящим ребенка к смене, чтобы дети с ОВЗ совместно с родителями и педагогами могли подготовиться к поездке и участию ребенка в смене. Помимо стандартного перечня документов следует подготовить аннотацию возможных к посещению ребенком занятий и кружков, информацию о созданных в организации условиях доступности объектов инфраструктуры (фото-, видеоматериалы). Рекомендуется получить дополнительные сведения от родителей (законных представителей) ребенка о его потребностях для организации сопровождения, интересах и возможностях.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей с ОВЗ и детей с инвалидностью, создает одинаковую позицию по отношению ко всем детям без исключения. Таким образом, совместный организованный отдых и оздоровление с нормально развивающимися сверстниками служит стимулом для участия детей с ОВЗ и инвалидностью в общественной жизни.

Для реализации инклюзивных программ отдыха и оздоровления необходима специальная подготовка детей к условиям совместного пребывания. Такая подготовка направлена на:

побуждение к сотрудничеству, дружбе и взаимопомощи;

формирование бережного и аккуратного обращения с детьми, имеющими те или иные ограничения;

формирование навыков общения и взаимодействия между детьми;

достижение понимания того, что, несмотря на различия в образовательных, моторных, сенсорных, речевых и иных возможностях, дети-инвалиды и дети с ОВЗ могут быть надежными товарищами, интересными собеседниками, веселыми партнерами в играх, развлечениях, на праздниках.

К проведению инклюзивных смен рекомендуется привлекать общественные объединения инвалидов, а также иные организации, оказывающие эффективную методическую, организационную поддержку и сопровождение инклюзивных программ.

Для проведения инклюзивной смены необходимы программы, ориентированные на приобретение детьми нового социального опыта, расширение круга общения, на овладение необходимыми бытовыми навыками и социально-бытовыми компетенциями, социальными нормами поведения.

В основе должны лежать ключевые принципы:

учет возрастных, индивидуальных особенностей и возможностей участников;

коллективная творческая деятельность;

сочетание познавательной деятельности, развивающего отдыха и оздоровления.

При достаточной степени социализированности и самостоятельности ребенка (отсутствие необходимости проживания с родителем или сопровождающим для оказания постоянной помощи в реализации гигиенических процедур и решении бытовых вопросов) организуется проживание 1 - 3 детей-инвалидов и детей с ОВЗ в отряде с нормально развивающимися детьми того же возраста.

Для участия в смене рекомендуется объединить детей по возрастному принципу в отряды не более 15 человек.

Отряд является пространством проживания, где организованная деятельность направлена на приобретение детьми умения осваивать и применять как с помощью взрослых, так и без них, знания и навыки для решения повседневных задач, развитие компетенций в принятии решений.

Вторым пространством могут стать внеотрядные объединения (кружки, мастер-классы и студии), ориентированные на возрастные особенности, возможности здоровья и интересы участников смены. Цикл данных занятий обязательно завершается изготовлением конечного творческого продукта (поделка, творческий номер, игра и т.д.).

Общелагерные мероприятия/"дела" каждому ребенку позволяют почувствовать единство и сплоченность отряда, реализовать свои творческие способности в различных индивидуальных и групповых конкурсах.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия включают в себя занятия адаптивной физической культурой.

Мероприятия смен, включая занятия физкультурой для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, следует проводить в соответствии с рекомендациями медицинских работников.

При проведении инклюзивных смен должно быть предусмотрено место для эмоциональной разгрузки детей.

Включение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в инклюзивные смены детских лагерей включает три этапа: организованный, основной, итоговый.

Задачами организационного этапа инклюзивной смены для детей-инвалидов и детей с ОВЗ должно стать развитие навыков пространственной ориентации (знакомство с непривычными бытовыми условиями и адаптация к ним, друг с другом, вожатыми, детским лагерем, правилами совместного проживания и взаимодействия) и сенсорной сферы (восприятия). Эти задачи могут быть решены посредством игр на знакомство, игр-путешествий, экскурсий по территории лагеря, огонька знакомства, общего вечернего сбора лагеря, музыкально-игровых мероприятий. Сам организационный этап может длиться 5 - 7 дней и зависит от уровня социализации ребенка с ОВЗ и инвалидностью.

Необходимо обратить внимание, что может потребоваться корректировка режима дня с учетом увеличенной потребности в отдыхе детей-инвалидов и детей с ОВЗ по сравнению со здоровыми детьми.