2. Обеспечение условий доступности в организациях отдыха детей и их оздоровления

2. Обеспечение условий доступности в организациях отдыха

детей и их оздоровления

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (зарегистрирован Минюстом России 8 декабря 2015 г., регистрационный N 40000).

Таким образом, при приеме детей с ОВЗ и детей-инвалидов в детские лагеря, организованные на базе образовательных организаций (с дневным или круглосуточным пребыванием), следует руководствоваться положениями указанного порядка.

В случае приема в организацию отдыха детей и их оздоровления детей с ОВЗ и детей-инвалидов руководителям организаций отдыха детей и их оздоровления необходимо разработать паспорт доступности и "дорожную карту" по обеспечению доступности объектов организации отдыха детей и их оздоровления и услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов; определить ответственных за организацию данной работы должностных лиц; организовать инструктирование работников с целью правильного оказания необходимой помощи детям-инвалидам в зависимости от характера их нарушения, состояния здоровья при предоставлении услуг, при передвижении ребенка-инвалида по объектам, принадлежащим организации отдыха детей и их оздоровления; создать комиссию по проведению обследования и паспортизации организации отдыха детей и их оздоровления и предоставляемых услуг.

В состав данной комиссии необходимо включить представителя общественного объединения инвалидов, осуществляющего свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, где расположена организация отдыха детей и их оздоровления, на которой планируется проведение обследования и паспортизация; провести обследование на предмет доступности для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья всех объектов организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе:

возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них (входные группы должны быть достаточной ширины для проезда инвалидной коляски, оборудованы пандусом или подъемным устройством, со специальными ограждениями и тактильными направляющими для лиц с нарушениями зрения, информационным табло для лиц с нарушениями слуха);

возможность самостоятельного передвижения по территории организации отдыха детей и их оздоровления в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников организации отдыха детей и их оздоровления, предоставляющей услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;

возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в организацию отдыха детей и их оздоровления, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников организации отдыха детей и их оздоровления (для детей-инвалидов должен быть обеспечен подъезд максимально близко к входу, и при необходимости должны быть привлечены работники организации отдыха детей и их оздоровления, которые помогут при посадке и высадке);

сопровождение детей-инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории организации отдыха детей и их оздоровления (должны быть специальные направляющие, перила, знаки, указатели для самостоятельного передвижения незрячих или специальные сопровождающие, помогающие ребенку-инвалиду с нарушениями зрения ориентироваться в пространстве);

содействие ребенку-инвалиду при входе в объекты организации отдыха детей и их оздоровления и выхода из них, информирование ребенка-инвалида о доступных маршрутах передвижения по организации отдыха детей и их оздоровления (сотрудники организации отдыха детей и их оздоровления должны проконсультировать ребенка-инвалида и при необходимости помочь в определении маршрута и в организации его входа в объекты организации отдыха детей и их оздоровления);

надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа детей-инвалидов к объектам и услугам организации отдыха детей и их оздоровления, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне ("Надлежащее размещение" означает, что необходимая информация размещена в тех местах, где она доступна ребенку-инвалиду. Например, тактильные таблички с указателями выходов, поворотов, лестниц должны быть не только в одном месте на входе, но и по всему пути передвижения ребенка-инвалида, а также на уровне "коляски", если незрячий ребенок-инвалид передвигается с помощью инвалидной коляски);

наличие при входе в организацию отдыха детей и их оздоровления вывески с названием организации, графиком работы, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

оказание детям-инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий (сотрудники, прошедшие инструктирование или обучение, должны быть компетентны в адаптации информации об услугах);

предоставление детям-инвалидам по слуху, при необходимости, услуга с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска в организацию отдыха детей и их оздоровления сурдопереводчика, тифлопереводчика (в организации отдыха детей и их оздоровления должен быть такой специалист в штате (если это востребованная услуга) или договор с организациями системы социальной защиты или обществом глухих по предоставлению таких услуг в случае необходимости);

наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры;

адаптация официального сайта организации отдыха детей и их оздоровления для лиц с нарушением зрения (слабовидящих) (должна быть версия с укрупненным шрифтом и контрастным фоном, чтобы слабовидящие могли самостоятельно находить информацию на сайте);

обеспечение предоставления услуг тьютора организацией отдыха детей и их оздоровления на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида (в организации отдыха детей и их оздоровления должен быть такой специалист в штате (если это востребованная услуга) или должен быть договор с организацией или фондом, предоставляющими услуги сопровождения детей-инвалидов);

предоставление бесплатно учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.

Кроме того, организация образовательной деятельности для детей-инвалидов и детей с ОВЗ предусмотрена целым рядом порядков организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам разного уровня, в том числе по дополнительным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий детей <2>.

--------------------------------

<2> Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (зарегистрирован Минюстом России 29 ноября 2018 г., регистрационный N 52831)

По результатам обследования объектов организации отдыха детей и их оздоровления и предоставляемых ею услуг комиссией должен быть оформлен Паспорт доступности, содержащий следующие разделы:

а) краткая характеристика объектов организации отдыха детей и их оздоровления и предоставляемых ею услуг;

б) оценка соответствия уровня доступности для детей-инвалидов организации отдыха детей и их оздоровления и имеющихся недостатков в обеспечении условий ее доступности для детей-инвалидов;

в) оценка соответствия уровня доступности для детей-инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для детей-инвалидов;

г) управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения организации отдыха детей и их оздоровления и порядка предоставления ею услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

Для включения в Паспорт доступности разрабатываются предложения по принятию управленческих решений, в том числе:

по созданию (с учетом потребностей детей-инвалидов) условий доступности существующей организации отдыха детей и их оздоровления и предоставляемых ею услуг в случае невозможности полностью приспособить организацию отдыха детей и их оздоровления с учетом потребностей детей-инвалидов до ее реконструкции или капитального ремонта;

по определению мероприятий, учитываемых в планах развития организации отдыха детей и их оздоровления, в сметах ее капитального и текущего ремонта, реконструкции, модернизации, в графиках переоснащения и закупки нового оборудования, в целях повышения уровня ее доступности и условий для предоставления услуг с учетом потребностей детей-инвалидов;

по включению в технические задания на разработку проектно-счетной документации по проектированию, строительству, оснащению приспособлениями и оборудованием вновь вводимых в эксплуатацию организаций отдыха детей и их оздоровления, которыми предоставляются услуги в сфере отдыха и оздоровления детей, условий, обеспечивающих их полное соответствие требованиям доступности объектов для детей-инвалидов с 1 июля 2016 года.

Паспорт доступности организации отдыха детей и их оздоровления, разработанный комиссией, утверждается руководителем организации отдыха детей и их оздоровления. В случае если часть условий отсутствует, то соответствующее мероприятие должно быть включено в "дорожную карту" с указанием срока, когда эти условия будут созданы.

Целью "дорожной карты" является поэтапное повышение уровня доступности для детей-инвалидов организации отдыха детей и их оздоровления и предоставляемых ею услуг. Необходимо обеспечить создание условий из текущего финансирования и запланированных ремонтных работ и реконструкции. Все действия организации отдыха детей и их оздоровления должны быть включены в "дорожную карту", предусматривающую: наименования показателя доступности для детей-инвалидов объектов организации отдыха детей и их оздоровления и предоставляемых услуг; значения показателей по годам, но не менее чем до 2030 г.; список и контакты ответственных лиц за мониторинг и достижение запланированных значений показателей доступности для детей-инвалидов организации отдыха детей и их оздоровления и предоставляемых услуг; перечень мероприятий, которые необходимо выполнить для обеспечения доступности объектов организации отдыха детей и их оздоровления и предоставляемых услуг.

В пояснительной записке к "дорожной карте" необходимо указать те объекты, которые не нуждаются в создании условий доступности (котельные, электроподстанции и др.).

Организации отдыха детей и их оздоровления должны создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями детей в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.

Под специальными условиями для получения дополнительного образования обучающимися с ОВЗ, детьми-инвалидами понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего ребенку необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организации отдыха детей и их оздоровления, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

В целях доступности получения дополнительного образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами организации отдыха детей и их оздоровления, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:

а) для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

адаптацию официальных сайтов организаций отдыха детей и их оздоровления, осуществляющих образовательную деятельность, в сети Интернет с учетом особых потребностей детей-инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);

размещение в доступных для детей, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);

присутствие ассистента, оказывающего ребенку необходимую помощь;

обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

б) для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);

обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

в) для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа детей в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации отдыха детей и их оздоровления, осуществляющей образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов.

Численность детей с ОВЗ, детей-инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек.

Занятия в объединениях с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами могут быть организованы как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах.

Содержание дополнительного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов определяются адаптированной образовательной программой.

Обучение по дополнительным общеобразовательным программам детей с ОВЗ, детей-инвалидов осуществляется организацией отдыха детей и их оздоровления, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких детей.

Образовательная деятельность детей с ОВЗ по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных детей, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогическими работниками, прошедшими соответствующую переподготовку.

При реализации дополнительных общеобразовательных программ детям с ОВЗ и детям-инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

С учетом особых потребностей детей с ОВЗ, детей-инвалидов организациями отдыха детей и их оздоровления, осуществляющими образовательную деятельность, обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.