4. Кадровое сопровождение реализации программ проведения инклюзивных смен

4. Кадровое сопровождение реализации программ проведения

инклюзивных смен

К организации и проведению инклюзивных смен в организациях отдыха детей и их оздоровления рекомендуется привлекать следующие категории специалистов:

административный персонал;

технический и сервисный персонал (в том числе оказывающий помощь в обеспечении основных нужд и передвижения по территории детского лагеря);

медицинские работники, которые смогут обеспечить своевременную помощь детям с учетом особенностей здоровья;

педагогические работники (воспитатели, тьюторы, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы (при наличии);

вожатые.

С целью подготовки других участников детского лагеря к проведению инклюзивной смены педагогам рекомендуется использовать Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по проведению мероприятий "Уроки доброты" по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок, опубликованные Министерством образования и науки Российской Федерации 29 августа 2017 года.

К организации инклюзивных смен рекомендуется привлекать педагогов-психологов, инструкторов-методистов по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту, специалистов в области коррекционной педагогики.

Особую актуальность приобретает развитие у работников детского лагеря следующих интегральных характеристик:

принятие и следование всеми участниками процесса принципов инклюзии;

направленность внимания и деятельности на ребенка, включающую в себя позитивное отношение к детям-инвалидам и детям с ОВЗ и готовность работать с ними, стратегию взаимодействия с родителями (законными представителями);

профессиональная компетентность (умения и навыки, необходимые для работы в междисциплинарных командах, знания специальных технологий сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ);

поведенческая и интеллектуальная гибкость.

Инструктаж по работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ должен быть проведен для всех сотрудников детского лагеря.

Рекомендуется прохождение всеми педагогическими работниками и вожатыми, задействованными в проведении инклюзивной смены, курсов повышения квалификации или переподготовки по специальным программам, знакомящим их с психофизиологическими особенностями детей-инвалидов и детей с ОВЗ, особенностями восприятия учебной информации, спецификой приема-передачи учебной информации, социально-активными и рефлексивными методами обучения, с применением специальных средств обучения с учетом разных нозологий.

Помимо общих представлений о категориях детей с ОВЗ и детях-инвалидах педагоги и вожатые должны еще до начала смены познакомиться с информацией о конкретных детях с ОВЗ и детях-инвалидах, которые будут участвовать в данной инклюзивной смене, их интересах и увлечениях. Эта информация позволит им организации продуктивного взаимодействия с другими детьми, а также обеспечения доступности их участия в мероприятиях смены.

В ходе инклюзивных смен педагогами должны решаться следующие задачи:

создание ситуации успеха детям с особыми потребностями через помощь в определении и реализации их собственных интересов и возможностей;

развитие социально-коммуникативных компетенций на основе активного включения в социально значимую, творческую и оздоровительную деятельность в разных сообществах и творческих пространствах детского лагеря;

приобщение детей к здоровому образу жизни как одному из условий личной и социальной успешности.

При формировании штатной сетки необходимо исходить из расчета 1 педагог на 3 - 5 детей (при осложненных дефектах). Рекомендуется также привлекать минимум двух вожатых на отряд.

В начале смены педагогам-психологам при необходимости следует помочь найти ребенку малую группу сверстников, в которой он мог бы чувствовать себя комфортно, уверенно и ощущать спокойствие. Следует оказать помощь и поддержку в процессе адаптации, выстраивания эффективных алгоритмов взаимодействия между всеми детьми - участниками смены. Психолог должен быть готов помочь вожатым и администрации детского лагеря найти корректный выход из возможных ситуаций, а также работать на профилактику эмоционального и профессионального выгорания.

Желательно пребывание детей-инвалидов и детей с ОВЗ в детском лагере уже знакомой друг с другом группой, например, класс из специальной (коррекционной) школы в сопровождении их учителя или воспитателя. Это позволит ускорить адаптацию обучающихся с ОВЗ к месту пребывания и правилам организации жизнедеятельности, предупредить такие явления дезадаптации, как выход из строя специализированных аппаратов, оперативно решать возникающие проблемы организационно-технического характера.

Педагогам-психологам рекомендуется провести анкетирование для выявлении уровня общей удовлетворенности участием в программе смены и степени оправданности ожиданий относительно качества взаимодействия со сверстниками и с педагогами, образовательной деятельности, правил лагеря и его бытовых условий. Полученные результаты необходимо использовать при анализе проведения смены со всеми сотрудниками детского лагеря, принимавшими участие в ее реализации. Вопросы для анализа смены с педагогами должны носить как содержательный, так и организационный характер.

В период окончания инклюзивной смены необходимо настроить детей к отъезду, к дальнейшему пребыванию по месту жительства. Рекомендуется построение и корректировка дальнейшего образовательного маршрута и жизненной траектории.

В соответствии с обозначенными задачами в течение всей смены педагоги и специалисты при помощи различных средств должны отслеживать результаты деятельности, достижение которых будут свидетельствовать о качестве реализации программы смены. Главными результатами смены для детей с ОВЗ и детей-инвалидов являются: приобретение нового социального опыта, осознание своих возможностей, расширение возможностей коммуникации, готовность принять участие в инклюзивной смене еще раз.