3.1 Алгоритм формирования показателя "Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями"

3.1 Алгоритм формирования показателя "Оборот розничной

торговли пищевыми продуктами, включая напитки,

и табачными изделиями"

Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями складывается как сумма оборотов розничной торговли торгующих организаций, индивидуальных предпринимателей вне рынка, объемов продажи на розничных рынках и ярмарках. Оборот розничной торговли торгующих организаций складывается из оборотов крупных и средних организаций, малых и микропредприятий (схема 1):

Схема 1

00000002.png

Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, формируется по данным прямого свода формы N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" с годовым уточнением данных по форме N 1-ТОРГ "Сведения о продаже товаров организациями оптовой и розничной торговли". Так как данные по форме N 1-ТОРГ собираются только от организаций, основным видом деятельности которых является розничная и оптовая торговля, включая торговлю автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт, то оборот рассчитывается по формуле:

Vкр = Vп-1, - V47/п-1 + V47/1-торг, где: (3)

Vкр

- оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями организаций всех видов деятельности, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, за отчетный год по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;

Vп-1

- оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями организаций всех видов деятельности, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по данным формы N П-1 нарастающим итогом за отчетный год по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;

V47/п-1

- оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями организаций с основными видом деятельности "розничная торговля", не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по данным формы N П-1 нарастающим итогом за отчетный год по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;

V47/1-торг

- оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями организаций с основным видом деятельности "розничная торговля", не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по данным формы N 1-ТОРГ за отчетный год по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей.

Формирование оборота розничной торговли малых предприятий приведено на схеме 2.

Схема 2

00000003.png

Оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями малых предприятий отслеживается по ежеквартальной форме N 3-ТОРГ(ПМ) "Сведения об обороте розничной торговли малого предприятия" только по предприятиям, основным видом деятельности которых является розничная торговля, включая торговлю автотранспортными средствами, мотоциклами, их узлами и принадлежностями, моторным топливом. Данные по форме собираются по выборочному кругу организаций с последующим распространением итогов на всю генеральную совокупность малых предприятий с указанными видами деятельности.

Данные унифицированной формы федерального статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия" также собираются с квартальной периодичностью и используются для досчета оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями малых предприятий с основными видами деятельности "розничная торговля, включая торговлю автотранспортными средствами, мотоциклами" на полный круг малых предприятий.

Таким образом, общий объем розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями, реализованный малыми предприятиями (за исключением микропредприятий) за отчетный год рассчитывается по формуле:

Vм = V47+47/3-торг(пм) + Vпм * W3-торг(ПМ), где: (4)

Vм

- оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями по малым предприятиям (за исключением микропредприятий) всех видов деятельности за отчетный год по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;

V47+47/3-торг(пм)

- оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями малых предприятий с кодами ОКВЭД2, входящими в 47 класс, в группу 45.32, подгруппы 45.11.2, 45.11.3, 45.19.2, 45.19.3, 45.40.2, 45.40.3 по данным формы N 3-ТОРГ(ПМ) нарастающим итогом за отчетный год по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;

Vпм

- сумма строк 11 "отгружено товаров собственного производства в порядке розничной торговли" и 13 "продано товаров несобственного производства в порядке розничной торговли" по малым предприятиям (распространенные данные) всех видов деятельности кроме предприятий с кодами ОКВЭД2 входящими в 47 класс, в группу 45.32, подгруппы 45.11.2, 45.11.3, 45.19.2, 45.19.3, 45.40.2, 45.40.3, по данным формы N ПМ нарастающим итогом за отчетный год по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;

W3-торг(ПМ)

- удельный вес оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в общем обороте розничной торговли малых предприятий с кодами ОКВЭД2, входящими в 47 класс, в группу 45.32, подгруппы 45.11.2, 45.11.3, 45.19.2, 45.19.3, 45.40.2, 45.40.3, по данным формы N 3-ТОРГ(ПМ) нарастающим итогом за отчетный год по субъекту Российской Федерации, %.

Основным источником информации по микропредприятиям является унифицированная форма федерального статистического наблюдения N МП(микро) "Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия", которая разрабатывается с годовой периодичностью <1>.

--------------------------------

<1> В период проведения сплошного наблюдения за деятельностью малого и среднего бизнеса (один раз в пять лет) форма N МП(микро) признается утратившей силу. Для проведения расчетов за отчетный год используются итоги за год, предшествующий отчетному.

Далее обороты торгующих организаций (организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, и малых предприятий (включая микропредприятия)) корректируются на объемы сокрытия (занижения). Для уточнения величины занижения оборота Росстатом используются данные формы N 1-конъюнктура "Обследование конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле". Анкета обследования содержит качественные показатели оценки руководителями организаций розничной торговли различных аспектов их экономической деятельности. В анкету обследования включены вопросы о среднем сложившемся (фактическом) уровне торговой наценки (в % к стоимости проданных товаров) и среднем уровне торговой наценки, который был бы достаточным, по мнению предпринимателей, для возмещения затрат и получения прибыли (ответы устанавливаются интервалами). Процент сокрытия определяется как разность между сложившимся и ожидаемым уровнями торговой наценки по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, и малым предприятиям (включая микропредприятия), осуществляющим розничную торговлю пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями. Данные по форме N 1-конъюнктура собирается с квартальной периодичностью, поэтому годовое значение процента сокрытия определяется по формуле среднеарифметического значения:

Ксред = (КIкв + КIIкв + КIIIкв + КIVкв) / 4, где (5)

Ксред

- среднегодовая величина сокрытия, %;

КIкв + КIIкв + КIIIкв + КIVкв

- величина сокрытия соответственно за I, II, III и IV кварталы отчетного года, %.

Таким образом, общий объем розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями, реализованный торгующими организациями за отчетный год рассчитывается по формуле:

Vторг = Vкр * Ккр / 100 + Vм * Kм / 100 + Vмикро * Кмикро /

100, где: (6)

Vторг

- оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями торгующих организаций за отчетный год по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;

Vкр

- оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями организаций всех видов деятельности, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, за отчетный год по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;

Ксредкр

- среднегодовой % сокрытия по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, осуществляющим розничную торговлю пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями по субъекту Российской Федерации, по данным формы N 1-конъюнктура;

Vм

- оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями малых предприятий (за исключением микропредприятий) всех видов деятельности за отчетный год по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;

Ксредм

- среднегодовой % сокрытия по малым предприятий (за исключением микропредприятий), осуществляющим розничную торговлю пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями по субъекту Российской Федерации, по данным формы N 1-конъюнктура, тысяч рублей;

Vмикро

- оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями микропредприятий всех видов деятельности за отчетный год по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;

Ксредмикро

- среднегодовой % сокрытия по микропредприятиям, осуществляющим розничную торговлю пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями по субъекту Российской Федерации, по данным формы N 1-конъюнктура. Так как форма N 1-конъюнктура собирается с квартальной периодичностью, то на микропредприятия она не распространяется, следовательно, Ксредмикро = Ксредм.

Следующий этап - определение объемов продажи товаров на розничных рынках и ярмарках, а затем формирование данных об объемах рыночно-ярмарочной продажи пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий.

Наблюдение за розничной продажей на рынках проводится с квартальной периодичностью примерно по 70 укрупненным позициям. Для обследования используются формы федерального статистического наблюдения N Б-1 "Блокнот регистрации объемов продажи товаров на рынке" и N 3-рынок "Сведения о числе торговых мест на рынках".

При формировании объемов продажи на рынках учитываются также объемы розничной продажи товаров на ярмарках. Порядок деятельности ярмарок устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При обследовании ярмарок используется инструментарий, утвержденный для наблюдения за объемами продажи на рынках (форма N Б-1) и форма N 3-ярмарка "Сведения о числе торговых мест на ярмарках".

При этом торговые места, отведенные на рынках и ярмарках юридическим лицам (ООО, ОАО и тому подобным), не учитываются, так как статистическое наблюдение за торговым оборотом этих хозяйствующих субъектов осуществляется в режиме сплошного обследования (формы NN П-1, П-5(м)) коммерческих организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, и выборочного обследования малых предприятий (формы NN ПМ, 3-ТОРГ(ПМ)). Исключение составляют торговые места, выделенные на ярмарках юридическим лицам, зарегистрированным в Белоруссии и Казахстане.

Количество торговых мест на рынках корректируется на процент фактического использования торговых мест, рассчитанный по данным формы N 3-рынок. По форме N 3-ярмарка данные собираются только о количестве фактически занятых торговых мест.

Порядок формирования данных об объемах продажи на рынках и ярмарках приведен на схеме 3:

Схема 3

00000004.png

В основу расчета объемов продажи на розничных рынках и ярмарках положены данные о среднедневной выручке в расчете на одно торговое место, количестве фактически используемых торговых мест на рынках и ярмарках и числе дней работы рынков и ярмарок в отчетном (k-ом) месяце. Ежемесячные расчеты по субъекту Российской Федерации осуществляются по формуле:

00000005.wmz, где: (7)

VРk

- объемы продажи товаров на розничных рынках и ярмарках в k-ом месяце (00000006.wmz) по субъекту Российской Федерации, тысяч рублей;

Wгi

- среднедневная продажа на обследуемых рынках i-ой специализации, расположенных в городе, в расчете на одно торговое место (тыс. руб), по данным формы N Б-1, тысяч рублей;

i = 1,..., N, N - число специализаций рынков и ярмарок;

I

- индекс потребительских цен по группе "Товары", %. Используется для корректировки среднедневной продажи при формировании данных за месяцы, в которых наблюдение за торговыми местами на рынках не проводилось (при формировании данных за февраль, май, август, ноябрь I = 1). Например, при формировании данных за март используется "индекс марта к февралю", при формировании данных за апрель - "цепные индексы за март к февралю и апрель к марту" (аналогично для данных за май, август, ноябрь);

Mгi

- количество фактически используемых мест на рынках i-ой специализации, расположенных в городе, по данным формы N 3-рынок, мест;

dгi

- среднее количество дней работы рынков i-ой специализации, расположенных в городе, в отчетном месяце, по данным формы N Б-1, сутки;

Wгсi

- среднедневная продажа на обследуемых рынках i-ой специализации, расположенных в поселках городского типа, сельских населенных пунктах, в расчете на одно торговое место, по данным формы N Б-1, тысяч рублей;

Mгсi

- количество фактически используемых мест на рынках i-ой специализации, расположенных в поселках городского типа, сельских населенных пунктах, по данным формы N 3-рынок, мест;

dгсi

- среднее количество дней работы рынков i-ой специализации, расположенных в поселках городского типа, сельских населенных пунктах, в отчетном месяце, по данным формы N Б-1, сутки;

Mяi

- количество фактически используемых мест на ярмарках i-ой специализации, расположенных в городе, по данным формы N 3-ярмарка, мест;

dяi

- среднее количество дней работы ярмарок i-ой специализации, расположенных в городе, в отчетном месяце, по данным формы N 3-ярмарка, сутки;

Mясi

- количество фактически используемых мест на ярмарках i-ой специализации, расположенных в поселках городского типа, сельских населенных пунктах, по данным формы N 3-ярмарка, мест;

dясi

- среднее количество дней работы ярмарок i-ой специализации, расположенных в поселках городского типа, сельских населенных пунктах, по данным формы N 3-ярмарка, сутки.

Тогда объем рыночно-ярмарочной продажи пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий за отчетный год по субъекту Российской Федерации будет рассчитываться по формуле:

00000007.wmz, где: (8)

Vрынки

- объем продажи пищевых продуктов, включая безалкогольные напитки, и табачных изделий на розничных рынках и ярмарках по субъекту Российской Федерации в отчетном году, тысяч рублей;

k

- объемы продажи товаров на розничных рынках и ярмарках в k-ом месяце по субъекту Российской Федерации тысяч рублей;

Yпрод

- удельный вес пищевых продуктов, включая безалкогольные напитки, и табачных изделий в общем объеме продажи на обследуемых рынках, по данным формы N Б-1, %;

00000008.wmz.

Источником информации о деятельности индивидуальных предпринимателей вне рынка является форма федерального статистического наблюдения N 1-ИП (торговля) "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя в розничной торговле", которая собирается на выборочной основе с годовой периодичностью с последующим распространением данных на все генеральную совокупность. Обследование осуществляется в соответствии с Методологическими положениями по проведению выборочного наблюдения за индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в розничной торговле, утвержденными приказом Росстата от 13 сентября 2018 г. N 561.

Таким образом, общий объем розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями за отчетный год рассчитывается по формуле:

Vпищ = Vторг + Vрынки + Vинд, где: (9)

Vпищ

- оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в отчетном году, тысяч рублей;

Vторг

- оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями по всем торгующим организациям за отчетный год, тысяч рублей;

Vрынки

- объемы продажи пищевых продуктов, включая безалкогольные напитки, и табачных изделий на розничных рынках и ярмарках в отчетном году, тысяч рублей;

Vинд

- оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями индивидуальных предпринимателей в отчетном году, тысяч рублей.