2. Споры о признании недействительными решений о государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя
2. Споры о признании недействительными решений о государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.
2.1. Ввиду того, что заявитель утвержден конкурсным управляющим общества после того, как в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об адресе общества, суд кассационной инстанции заключил, что оспариваемые действия инспекции по внесению соответствующей записи не нарушают права заявителя.
По делу N А13-3244/2018 К.Д.Н. обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к инспекции о признании незаконными действий по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи от 21.06.2017 за государственным регистрационным номером 2173525403544 в отношении общества о признании сведений об адресе общества недостоверными, о возложении на инспекцию обязанности об исключении из ЕГРЮЛ записи от 21.06.2017.
Решением суда от 02.10.2018 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционного суда от 13.02.2019 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе К.Д.Н. просил решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции посчитал, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Общество создано 11.02.2016 по решению его единственного учредителя А.Д.Н. и зарегистрировано в качестве юридического лица 20.02.2016 за основным государственным регистрационным номером 1163525058840.
При регистрации общества указан его юридический адрес: Вологодская обл., г. Череповец, пр. Победы, д. 72, оф. 2. Для регистрации сведений о месте нахождения общества в подтверждение адреса обществом представлен в регистрирующий орган договор аренды нежилого помещения от 15.02.2016 между ООО "Г." (арендодатель) и обществом (арендатор) сроком действия с 15.02.2016 по 14.02.2017.
Согласно протоколу осмотра объекта недвижимости от 06.02.2017 инспекция провела проверку достоверности адреса места нахождения общества. В результате проверки установлено, что по указанному адресу зарегистрировано 32 юридических лица, по названному адресу расположен 9-этажный жилой дом, на первом этаже размещены торговые помещения (магазины), парикмахерская и т.д. Собственником помещения площадью 198,7 кв. м является ООО "Г.". Согласно договору от 22.10.2015 N 1/15 ООО "Г." передало ООО "Т." в аренду помещение 198,7 кв. м на срок с 22.10.2015 по 21.10.2018. При осмотре установлено, что в соответствии с договором на всей арендуемой площади располагается магазин "Ф." (торговый зал площадью 49,5 кв. м), магазин работает, все помещения заняты, в субаренду не сдаются. ООО "Г." предоставило организациям для внесения сведений об юридическом адресе указанное нежилое помещение ранее переданное в аренду ООО "Т.", что свидетельствует о недостоверности сведений, предоставленных на регистрацию места нахождения организаций. Офисных помещений по указанному адресу нет.
На основании полученной информации инспекция пришла к выводу о недостоверности сведений, предоставленных на регистрацию адреса обществ, после чего направила обществу и его руководителю уведомления от 17.03.2017 N 06-20/25 и 06-22/25Р об уточнении юридического адреса общества.
Поскольку в установленный срок, сведения, подтверждающие достоверность адреса регистрации, от юридического лица не поступили, 21.06.2017 инспекция внесла в ЕГРЮЛ запись за номером 2173525403544 о недостоверности сведений о местонахождении общества.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 30.06.2017 по делу N А13-3434/2017 ликвидируемое общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении общества открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим общества утвержден К.Д.Н.
Суды посчитали, что оспариваемые действия соответствуют закону и заявителем не доказано нарушение его прав оспариваемыми действиями, и отказали в удовлетворении заявления.
Суды правильно применили положения статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали обоснованный вывод о том, что не имеется оснований для признания незаконными действий инспекции по внесению в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности сведений о месте нахождения общества, поскольку оспариваемые действия инспекции соответствуют требованиям закона и не нарушают и не создают угрозу нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суды обоснованно отклонили доводы заявителя, правомерно сославшись на то, что в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" переход полномочий органов юридического лица в установленных законом случаях (пункт 3 статьи 62 ГК РФ, пункт 1 статьи 94 и пункт 2 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и т.п.) сам по себе не влечет изменение места нахождения юридического лица.
Суды установили, что К.Д.Н. утвержден конкурсным управляющим общества после того, как в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений о месте нахождения общества, соответственно, оспариваемые по настоящему делу действия инспекции не нарушают права К.Д.Н.
2.2. Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили нарушение порядка при составлении заявления по форме N Р34001, в связи с чем решение по внесению в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об учредителе (участнике) общества было признано незаконным.
По делу N А54-476/2018 общество обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к инспекции о признании незаконным, в частности, решения инспекции по внесению записи в единый государственный реестр юридических лиц за государственным регистрационным номером 2176234178790 от 04.05.2017 о недостоверности сведений об учредителе (участнике) общества Б.Г.И.
Решением суда области от 23.08.2018, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 27.11.2018, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, инспекция обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просила их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество зарегистрировано 17.12.2015 инспекции. Единственным участником и директором общества является Б.Г.И.
18.04.2017 государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок N 1 Межрайонной инспекции К.С.В. проведен допрос Б.Г.И., о чем составлены протоколы допроса. При этом от Б.Г.И. принято заявление физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц, составленное по форме N Р34001.
21.04.2017 Межрайонная инспекция направила в адрес инспекции области указанное заявление, составленное по форме N Р34001, о чем была составлена расписка в получении документов, представленных при государственной регистрации юридического лица.
04.05.2017 инспекцией в ЕГРЮЛ была внесена запись N 2176234178790 о недостоверности сведений об участнике и руководителе общества Б. Г.И.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, суды установили нарушение порядка при составлении заявления по форме N Р34001
Суды проанализировали положения статей 1, пунктов 1, 4 статьи 5, пунктов 6 статьи 9, пунктов 1, 5 статьи 11, Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Приказа ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц", Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 22.07.2004 N САЭ-3-09/436@ "О совершенствовании организации работы по регистрации и учету юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в Единых регистрационных центрах и в налоговых органах", Приказа Управления от 27.06.2014 N 2.1-05-2.9/176@ и заключили следующее.
Заявление по форме N Р34001 представляется в налоговый орган, осуществляющий полномочия в сфере государственной регистрации юридических лиц, непосредственно лицом, представившим заявление, и подписывается им в присутствии должностного лица налогового органа, осуществляющего полномочия в сфере государственной регистрации юридических лиц, либо лица, уполномоченного свидетельствовать подлинность подписи в нотариальном порядке. Подпись не проставляется в случае направления заявления в форме электронного документа, подписанного электронной подписью лица, представившего заявление.
На территории Рязанской области органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и выполняющим функции Единого регистрационного центра по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств является инспекция.
Как установлено судами, подпись Б.Г.И. на заявлении по форме N Р34001 проставлена в присутствии государственного налогового инспектора отдела камеральных проверок N 1 Межрайонной инспекции К.С.В., то есть неуполномоченного на то лица, и, как следствие, запись Межрайонной инспекции от 04.05.2017 N 2176234178790 о недостоверности сведений об участнике и руководителе общества Б.Г.И. также не может считаться действительной, при том, что материалы дела содержат пояснения Б.Г.И., опровергающие предположение о недостоверности сведений.
Суд округа не принимает во внимание довод кассационной жалобы относительно пропуска трехмесячного срока на обжалование записи о недостоверности сведений от 04.05.2017, поскольку фактически процессуальный срок на обжалование был восстановлен судом первой инстанции, учитывая, что заявленное требование рассмотрено по существу.
2.3. Соглашаясь с выводами судов о законности оспариваемого решения о государственной регистрации изменений, касающихся перехода доли в уставном капитале общества в порядке наследования, суд кассационной инстанции с учетом поведения истца, направленного на наделение наследника правом на участие в обществе, счел возможным заключить об утрате истцом права на последующее возражение относительно неполучения наследником согласия на приобретение статуса участника общества в силу принципа эстоппеля.
По делу N А79-10674/2017 Н.Л.Г. обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском к А.И.Н. и Инспекции, в частности, о признании недействительным решения Инспекции от 22.07.2016 N 2162130904660 о государственной регистрации изменений в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в отношении А.И.Н. как участника Общества с долей в уставном капитале в размере 50 процентов.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 22.11.2017, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2018, отказал в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с решением и постановлением, Н.Л.Г. обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить названные судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права.
Окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Как видно из документов и установил суд, Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 02.04.2011. Участниками с долями в уставном капитале по 50 процентов каждый являлись Н.Л.Г. и А.Н.З.
Нотариус нотариального округа город Чебоксары М.А.А. выдала пережившей супруге умершего А.И.Н. свидетельство о праве на наследство в отношении доли в уставном капитале Общества в размере 50 процентов.
А.И.Н. обратилась в налоговый орган с заявлением от 15.07.2016 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащемся в ЕГРЮЛ (форма N Р14001), в отношении нового состава участников.
Инспекция принял решение от 22.07.2016 о внесении соответствующих сведений. Согласно записи в ЕГРЮЛ участниками Общества являются Н.Л.Г. и А.Н.З. с долями в уставном капитале по 50 процентов каждый.
Согласно пунктам 1 и 8 статьи 21 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ) переход доли или части доли в уставном капитале общества к одному или нескольким участникам данного общества либо к третьим лицам осуществляется на основании сделки, в порядке правопреемства или на ином законном основании. Доли в уставном капитале общества переходят к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, если иное не предусмотрено уставом общества с ограниченной ответственностью. Уставом общества может быть предусмотрено, что переход доли в уставном капитале общества к наследникам и правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, передача доли, принадлежавшей ликвидированному юридическому лицу, его учредителям (участникам), имеющим вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, допускаются только с согласия остальных участников общества. Уставом общества может быть предусмотрен различный порядок получения согласия участников общества на переход доли или части доли в уставном капитале общества к третьим лицам в зависимости от оснований такого перехода.
В подпункте 9.8 устава Общества предусмотрено, что доли в уставном капитале переходят к наследникам граждан лишь с согласия участников общества.
Из материалов дела усматривается, что А.И.Н., которая являлась наследницей А.Н.З., подала нотариусу заявления о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство. Основанием для выдачи А.И.Н. свидетельства о праве на наследство в отношении доли А.Н.З. в уставном капитале Общества явились, в том числе, действия Н.Л.Г., давшего после открытия наследства нотариальное согласие на принятие наследников А.Н.З. в состав участников Общества. Соответствующее заявление находится в материалах наследственного дела.
Приняв во внимание данное поведение Н.Л.Г., направленное на наделение ответчика (наследника) правом на указанную долю и участие в Обществе, коллегия судей кассационной инстанции сочла возможным заключить об утрате истцом права на последующее возражение относительно неполучения А.И.Н. согласия на приобретение статуса участка Общества в силу принципа эстоппеля.
В соответствии с пунктом 1.4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ) А.И.Н., к которой перешли все права и обязанности участника Общества, имела права на подачу в регистрирующий орган заявления о внесении изменений в сведения об Обществе, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ случаях для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли (пункт 2 статьи 17 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных названным Федеральным законом. Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом. Проверка достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ, посредством, в том числе: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки. Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в указанный реестр, но не более чем на один месяц (пункты 4, 4.1, 4.2 и 4.4 статьи 9 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Суды установили, что формально в регистрирующий орган А.И.Н. представила все документы, необходимые для внесения соответствующих изменений. Регистрирующий орган в силу своих полномочий, в которые входит лишь проверка документов на предмет полноты содержащихся в них сведений, из них исключена возможность требовать представления дополнительных документов, сделал вывод о достоверности сведений, содержащихся в представленных на государственную регистрацию документах.
При таких обстоятельствах у Инспекции отсутствовали правовые основания для отказа А.И.Н. о внесении изменений в государственный реестр.
Кроме того, статус А.И.Н. как участника Общества являлся предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и подтвержден в рамках данного дела. Истец не представил доказательств нарушения решением налогового органа от 22.07.2016 своих прав и законных интересов.
С учетом изложенного окружной суд счел обоснованным отказ обеих судебных инстанций в удовлетворении заявленных Н.Л.Г. требований.
2.4. Отменяя постановление суда апелляционной инстанции, которым были признаны незаконными действия инспекции по внесению в ЕГРЮЛ сведений в отношении общества, и направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции сослался, в частности, на то, что вывод суда апелляционной инстанции о наличии у регистрирующего органа оснований для приостановления государственной регистрации и для проверки достоверности сведений, представленных в отношении общества, нельзя признать соответствующим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
По делу N А83-111/2018 Граждане Т.Н.В., И.Л.В. в интересах несовершеннолетней С.О.Н., С.В.Н. (далее - заявители) обратились в суд с заявлением о признании недействительными решений инспекции (далее - регистрирующий орган), на основании которых в Единый государственный реестр юридических лиц Российской Федерации за регистрационными записями от 17.08.17 г. N N 2179102282071 и 2179102282115, от 07.11.17 г. N N 2179102362305 и 2179102362624 внесены изменения в отношении общества
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 06.08.18 г. в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.12.18 г. решение суда отменено, принято новое решение - признаны незаконными действия регистрирующего органа по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц Российской Федерации в отношении общества сведений по регистрационным записям от 17.08.17 г. N 2179102282071 и N 2179102282115 и от 07.11.17 г. N 2179102362305 и N 2179102362624; на регистрирующий орган возложена обязанность в течение 5-ти рабочих дней восстановить положение, существовавшее до внесения в Единый государственный реестр юридических лиц регистрационных записей от 17.08.17 г. N 2179102282071 и N 2179102282115 и от 07.11.177. N 2179102362305 и N 2179102362624; распределены судебные расходы.
В кассационной жалобе регистрирующий орган просил отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, первоначальная государственная регистрация юридического лица общества была осуществлена по законодательству Украины 22.04.98 г. с присвоением ИНН 25148885; его участниками на 18.03.14 г. являлись П.Ю.Ф. и С.Н.С., имевшие равные доли; размер уставного капитала составлял 35.000 укр. грв.; кроме того, С.Н.С. являлся директором этого общества.
08.11.14 г. на решением общего собрания участников устав общества был приведен в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, также было принято единогласное решение о наименовании и местонахождении общества, утверждении размера уставного капитала в 119646,46 руб., учредителях и их долях в уставном капитале (С.Н.С. и П.Ю.Ф. по 50% каждый), директором утвержден С.Н.С.
На основании этого решения общего собрания, утвержденного устава и заявления сведения об обществе 10.12.14 г. были внесены в ЕГРЮЛ с присвоением юридическому лицу ОГРН 1149102120936, с указанием названных выше сведений об уставном капитале и участниках, их долях.
07.07.17 г. С.Н.С. умер. Заявители приняли наследство путем подачи нотариусу соответствующего заявления, на момент рассмотрения дела оформление их прав, как наследников, не закончено.
Другим участником общества П.Ю.Ф. были оформлены решения от 25.07.17 г. о переходе доли в размере 59823,23 руб., не оплаченной С.Н.С., к обществу; от 08.08.17 г. об уменьшении уставного капитала общества до 59823.23 руб. и утверждении Устава общества в новой редакции; от 27.10.17 г. аналогичное решению от 08.08.17 г.
На основании данных решений в регистрирующий орган были предъявлены заявления о соответствующих изменениях с ЕГРЮЛ, которые были приняты регистрирующим органом, после чего были приняты решения о внесении изменений в ЕГРЮЛ, и в Единый государственный реестр юридических лиц были внесены соответствующие записи.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал, что заявители не являются лицами, осуществляющими предпринимательскую или иную экономическую деятельность, а также на то, что оспариваемые решения регистрирующего органа не нарушают их корпоративные права, поскольку они не являются ни учредителями, ни участниками общества, а споры о корпоративных правах могут быть разрешены арбитражным судом по правилам главы 28.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Отменяя решение суда первой инстанции, суд первой инстанции указал, что действиями регистрирующего органа по внесению изменений в ЕГРЮЛ об обществе нарушены права и созданы препятствия для заявителей для осуществления иной экономической деятельности, связанной с правами на получение доли умершего участника общества и вхождением в состав участников общества.
Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что для внесения в ЕГРЮЛ изменений в отношении общества в регистрирующий орган были представлены документы, содержащие недостоверные сведения, в связи с чем имелись основания для отказа в регистрации. Однако, регистрирующим органом не была приостановлена государственная регистрация вносимых в ЕГРЮЛ изменений, включая сведения об уменьшении уставного капитала, новой редакции Устава по решению одного участника; по этим заявлениям не проведена соответствующая проверка; хотя были объективные основания для возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение.
Обязанности регистрирующего органа при государственной регистрации юридических лиц и порядок регистрации такой определяются положениями статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Федерального закона от 08.08.01 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В нарушение указанной нормы процессуального права суд апелляционной инстанции, признавая действия регистрирующего органа незаконными, не указал конкретную норму материального права, которой эти действия не соответствуют.
Согласно пункту 3 статьи 51 ГК РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
При этом в соответствии с пунктом 4.1 статьи 9 и пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно пункту 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц.
В силу пункта 4.3. этой же статьи основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 данной статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.
В решении о приостановлении государственной регистрации должны быть указаны основания, по которым она приостановлена, и срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Указанный срок для представления заявителем документов и пояснений не может быть менее чем пять дней.
Основания для производства регистрирующим органом проверочных мероприятий определены Приказом ФНС России от 11.02.16 г. N ММВ-7-14/72@.
Согласно пункту 2 Приложения N 1 к данному Приказу основаниями для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, являются:
1) наличие в территориальном органе ФНС России, уполномоченном на осуществление государственной регистрации юридических лиц по месту нахождения юридического лица (далее - регистрирующий орган), письменного возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ (далее - возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ), содержащего указание на обстоятельства, на которых основано такое возражение, с приложением к указанному возражению подтверждающих эти обстоятельства документов;
2) несоответствие сведений, содержащихся в документах, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у территориальных органов ФНС России;
3) представление в регистрирующий орган документов для включения в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица в случае, если:
указанный адрес в соответствии с содержащимися в ЕГРЮЛ сведениями является адресом пяти и более юридических лиц;
находившийся (находящийся) по такому адресу объект недвижимости разрушен;
указанный адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адрес, по которому размещены органы государственной власти, воинские части и так далее);
указанный адрес является адресом, в отношении которого в территориальных органах ФНС России имеется возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, представленное собственником соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) относительно внесения в ЕГРЮЛ сведений об адресе такого объекта недвижимости в качестве адреса юридического лица (юридических лиц);
включение в ЕГРЮЛ сведений об указанном адресе юридического лица влечет изменение места нахождения юридического лица, в отношении которого не окончена выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах либо у такого юридического лица имеется недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам;
4) представление в регистрирующий орган документов для включения в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо об участнике общества с ограниченной ответственностью в отношении лица, о котором в ЕГРЮЛ ранее вносилась запись о недостоверности сведений, либо такое лицо на основании вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения в виде непредставления или представления недостоверных либо заведомо ложных сведений о юридическом лице в регистрирующий орган и срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не истек;
5) представление в регистрирующий орган в качестве документа, подтверждающего основание перехода доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к обществу, заявления участника общества о выходе из общества, оформленного до 1 января 2016 года (за исключением случаев, когда такое заявление участника общества нотариально удостоверено);
6) представление документов при государственной регистрации в связи с реорганизацией юридического лица (юридических лиц) в случаях, если:
в реорганизации участвуют два и более юридических лица;
в отношении юридического лица, которое в результате реорганизации прекратит свою деятельность, не окончена выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по результатам такой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах либо у указанного юридического лица имеется недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам.
Согласно пункту 3 Приложения N 1 к тому же Приказу основания для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, выявляются регистрирующим органом до принятия решения по результатам рассмотрения документов, представленных при государственной регистрации.
О наличии оснований для проведения регистрирующим органом мероприятий по проверке достоверности сведений об обществе в обжалуемом постановлении суда апелляционной инстанции не указано.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о наличии у регистрирующего органа оснований для приостановления государственной регистрации и для проверки достоверности сведений, представленных ему в отношении общества, нельзя признать соответствующим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом.
Обращаясь в суд, заявители оспаривали именно решения регистрирующего органа, которые в силу указанной нормы права явились основаниями для внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ.
Однако, принимая решение о признании незаконными действий регистрирующего органа, суд апелляционной инстанции фактически изменил предмет заявления, никаким образом данное изменение не обосновав.
Также суд кассационной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Согласно информации из картотеки дел, размещенной на официальном сайте x арбитражных судов Российской Федерации, в производстве Арбитражного суда Республики Крым находится дело N А83-15308/2018 по иску заявителей по настоящему делу, а также С.Л.Н., С.Л.Н. и Т.М.Н. к обществу о признании права собственности в порядке наследования на доли в обществе.
Данная информация свидетельствует о том, что заявителями, наряду с другими лицами, не привлеченными к участию в настоящем деле, избран иной способ защиты своих прав в деле о корпоративном споре - т.е. тот способ защиты, который был указан в решении суда первой инстанции по настоящему делу.
Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в этой части, в нарушение требований пункта 13 части 2 статьи 271 АПК РФ, в постановлении суда апелляционной инстанции не приведены.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции находит, что судом апелляционной инстанции при принятии обжалуемого постановления были допущены нарушения норм процессуального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, а вывод суда апелляционной инстанции о наличии у регистрирующего органа основания для приостановления государственной регистрации противоречит обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам - данные обстоятельства в силу с 288 АПК РФ являются основанием для отмены обжалуемого судебного акта и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей