Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 30 июня 1994 г. N 98

О ВЫПОЛНЕНИИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 23 МАЯ 1994 Г. N 1005 "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ

ПО НОРМАЛИЗАЦИИ РАСЧЕТОВ И УКРЕПЛЕНИЮ ПЛАТЕЖНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ"

(в ред. писем ЦБ РФ от 15.02.95 N 143, от 22.12.95 N 217,

от 01.03.96 N 245; Указания ЦБ РФ от 26.12.97 N 105-У)

В целях нормализации платежного оборота, сокращения взаимной задолженности предприятий, учреждений и организаций и повышения ответственности хозяйствующих субъектов за состояние платежной дисциплины Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве" постановлено следующее.

1. Центральному банку Российской Федерации установить с 1 июля 1994 г. временный порядок использования средств юридических лиц, поступающих на их расчетные (текущие) счета, в соответствии с которым:

а) все платежи, за исключением выплат денежных средств на неотложные нужды в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта, платежей в бюджеты всех уровней, а также Пенсионный фонд Российской Федерации, с расчетных (текущих) счетов юридических лиц производятся в порядке календарной очередности поступления в банк расчетных документов (наступления сроков платежей). Выплаты денежных средств на неотложные нужды в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта, платежи в бюджеты всех уровней и Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляемые юридическими лицами, производятся в первоочередном порядке;

б) юридические лица могут получать в банке, в котором находится расчетный (текущий) счет, денежные средства на неотложные нужды в размере, не превышающем 5 процентов среднедневных поступлений средств на их расчетные (текущие) счета за предшествующий квартал, в том числе на выплату заработной платы и осуществление приравненных к ней платежей - в размере до 5 минимальных месячных окладов, исходя из общей среднесписочной численности работников;

в) из бюджетов всех уровней перечисляются на соответствующие отдельные бюджетные (текущие) счета предприятий, учреждений, организаций средства, которые расходуются строго по целевому назначению.

2. Для обеспечения своевременности расчетов с бюджетами всех уровней и Пенсионным фондом Российской Федерации, оплаты труда работающих и расчетов за товары и услуги при недостаточности рублевых средств на расчетных (текущих) счетах юридические лица обязаны продавать средства, находящиеся на валютных счетах, и направлять вырученные рубли на расчетные (текущие) счета для осуществления платежей в бюджеты всех уровней и Пенсионный фонд Российской Федерации, выплаты заработной платы работающим и приравненных к ней платежей, а также для оплаты товаров и услуг.

При этом установленный настоящим пунктом порядок обязательной продажи валютных средств не распространяется на средства юридических лиц, накапливаемые на валютных счетах для выполнения обязательств по контрактам с иностранными партнерами, заключенным до вступления в силу настоящего Указа, а также по контрактам с иностранными партнерами, заключаемым в соответствии с кредитными соглашениями.

3. В целях практического применения прогрессивных форм расчетов и развития вексельного обращения:

а) Правительству Российской Федерации и Центральному банку Российской Федерации завершить до 1 августа 1994 г. разработку нормативных документов, регулирующих порядок применения предприятиями векселей единого образца при оформлении обязательств за поставленные товары и оказанные услуги. При этом предусмотреть, что использование векселей может осуществляться только юридическими лицами, образованными и действующими в соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности";

б) рекомендовать Центральному банку Российской Федерации до 1 июля 1994 г. разработать порядок переучета векселей единого образца и отражения в банковской отчетности вексельных операций;

в) Министерству юстиции Российской Федерации с участием Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в месячный срок разработать и представить Правительству Российской Федерации проекты законов о внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, предусматривающих ускорение процедуры судебного рассмотрения исков о погашении долговых обязательств, оформленных простыми и переводными векселями единого образца, и обращения взыскания непогашенной задолженности на активы и имущество предприятий;

г) Министерству юстиции Российской Федерации внести изменения в действующие нормативные документы о порядке совершения нотариальных действий, предусмотрев первоочередное совершение нотариальных действий, связанных с протестом простых и переводных векселей.

4. Считать целесообразным создание Федеральной вексельной палаты как негосударственной организации коммерческих банков, осуществляющей функции третейского суда по спорам, возникающим в связи с обращением векселей.

5. Приступить к выполнению Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 1993 г. N 1662 "Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение" в части переоформления ранее образовавшейся просроченной задолженности предприятий на срочные долговые обязательства единого образца после завершения чековой приватизации.

7. Государственному комитету Российской Федерации по статистике, Государственной налоговой службе Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации подготовить необходимые указания по выделению в отчетности просроченной задолженности предприятий и организаций длительностью свыше трех месяцев и по раздельному учету взаимной задолженности предприятий и организаций Российской Федерации, ведению отраслевой отчетности по просроченным платежам в федеральный бюджет и задолженности по расчетам с предприятиями и организациями государств - участников Содружества Независимых Государств.

* * *

Центральный банк Российской Федерации обязывает национальные банки республик, входящих в состав Российской Федерации, главные управления Банка России краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, коммерческие и кооперативные банки принять к руководству и исполнению Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве" и обеспечить его правильное применение.

Исходя из определенного Указом Президента Российской Федерации временного порядка использования средств юридических лиц, поступающих на их расчетные (текущие) счета, устанавливается следующее.

I. Очередность платежей с расчетных (текущих) счетов

юридических лиц

1.1. С 1 июля 1994 года все платежи, за исключением выплат денежных средств на неотложные нужды, платежей в бюджеты всех уровней, Пенсионный фонд Российской Федерации (включая суммы пени, штрафов, финансовых санкций по платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации), Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования, производятся с расчетных (текущих) счетов юридических лиц в порядке календарной очередности поступления в банк расчетных документов (наступления сроков платежей).

Выплаты денежных средств на неотложные нужды, а затем платежи в бюджеты всех уровней, Пенсионный фонд Российской Федерации (включая суммы пени, штрафов, финансовых санкций по платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации), Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования осуществляются юридическими лицами в первоочередном порядке.

Платежи в бюджеты всех уровней, Пенсионный фонд Российской Федерации (включая суммы пени, штрафов, финансовых санкций по платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации), Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования осуществляются с учетом календарного поступления документов в банк плательщика.

(п. 1.1 в ред. письма ЦБ РФ от 22.12.95 N 217)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.2. Возврат предприятиями, организациями кредитов, полученных от коммерческих банков за счет централизованных и их собственных ресурсов, начисленных процентов по таким кредитам осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные кредитными договорами.

1.3. Предприятия и организации в срок до 1 августа 1994 г. могут через банк, в котором открыты их расчетные (текущие) счета, предъявить в банк плательщика расчетные документы - платежные поручения, платежные требования - поручения, платежные требования, если эта форма расчетов предусмотрена в договорах между поставщиками и покупателями и их банками, по ранее отгруженным (отпущенным) материальным ценностям, выполненным работам, оказанным услугам и другим претензиям, счета по которым не оплачены плательщиками.

1.4. Порядок расчетов, изложенный в пункте 1.3, может применяться и по отгрузкам материальных ценностей, выполненным работам и услугам, произведенным и после 1 июля 1994 года.

1.5. Возврат задолженности, образовавшейся в связи с перечислением средств поручениями плательщиков в виде предварительной оплаты товаров, работ и услуг, по которым поставщиками (исполнителями работ и услуг) не произведена отгрузка товаров, не выполнены работы и услуги, должен производиться платежными поручениями поставщиков (исполнителей работ и услуг).

1.6. Поступившие в банк плательщика платежные требования - поручения, платежные требования оплачиваются покупателями только в порядке предварительного акцепта. В связи с этим указанные расчетные документы помещаются в картотеку к внебалансовому счету N 90901 "Расчетные документы, ожидающие акцепта для оплаты" (картотека N 1) до момента получения акцепта плательщика. Срок акцепта - 3 рабочих дня, не считая дня поступления в банк расчетных документов.

(в ред. Указания ЦБ РФ от 26.12.97 N 105-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

Плательщик вправе отказаться от акцепта платежных требований по мотивам, предусмотренным в договорах с обязательной ссылкой на пункт договора и указанием мотива отказа (форма заявления об отказе от акцепта прилагается).

При неполучении в установленный срок отказа от акцепта платежных требований они считаются акцептованными и подлежат оплате плательщиками.

При расчетах платежными требованиями - поручениями согласие плательщика оплатить оформляется подписями лиц, уполномоченных распоряжаться расчетным (текущим) счетом и оттиском печати на соответствующих экземплярах.

Требование - поручение составляется поставщиком в четырех экземплярах, один из которых остается в банке плательщика и помещается в картотеку N 1 для контроля.

В случае неполучения банком акцепта плательщика по платежным требованиям - поручениям в течение трех рабочих дней последние возвращаются банку поставщика с указанием, что расчетный документ не акцептован.

1.7. Ответственность за обоснованность отказа от оплаты платежных требований - поручений, платежных требований несут плательщики.

Споров по существу отказов от акцепта банки не рассматривают. Все возникающие разногласия должны решаться в претензионно-исковом порядке.

1.8. При отсутствии средств у плательщиков акцептованные платежные требования - поручения, платежные требования, платежные поручения, выписанные в порядке, изложенном в п. 1.5, помещаются в картотеку к внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок". Оплата должна производиться по мере поступления средств в соответствии с настоящими указаниями.

(в ред. Указания ЦБ РФ от 26.12.97 N 105-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.9. При приеме от предприятий и организаций расчетных документов и помещении их в картотеку банки обязаны проверять наличие всех реквизитов и идентичность их заполнения во всех экземплярах. Ответственность за невыполнение указанного требования несут банки, принявшие расчетные документы к пересылке и оплате.

1.10. Предприятиям, учреждениям, организациям, финансируемым за счет средств федерального бюджета, бюджетные (текущие) счета открываются согласно подразделениям "Классификации доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации", утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации 14.08.92 N 71.

Предприятиям, учреждениям, организациям, финансируемым за счет средств бюджетов других уровней, зачисление поступающих денежных средств на оплату труда и другие социальные выплаты осуществляется через отдельные текущие лицевые счета по учету бюджетных средств, открываемые предприятиям, учреждениям, организациям в соответствии с выделенными бюджетными ассигнованиями.

Расходование указанных средств осуществляется предприятиями и организациями строго по целевому назначению.

1.11. Первоочередной порядок платежей с расчетных (текущих) счетов юридических лиц не распространяется на взыскание с плательщиков штрафных и иных санкций в пользу внебюджетных фондов (за исключением Пенсионного фонда Российской Федерации) по результатам контрольной работы.

(п. 1.11 введен письмом ЦБ РФ от 22.12.95 N 217)

II. Утратил силу. - Письмо ЦБ РФ от 01.03.96 N 245.

(см. текст в предыдущей редакции)

Председатель

Центрального банка

Российской Федерации

В.В.ГЕРАЩЕНКО