Приложение

ФАКТОРЫ ОПАСНОСТИ И НЕОБХОДИМЫЕ КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ,

УКАЗАННЫЕ В ИЗДАННЫХ В ТЕЧЕНИЕ 2017 - 2020 ГОДОВ ПРИКАЗАХ

РОСАВИАЦИИ О РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ

РАССЛЕДОВАНИЙ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ, СВЯЗАННЫХ

СО СТОЛКНОВЕНИЕМ С ЗЕМЛЕЙ В УПРАВЛЯЕМОМ ПОЛЕТЕ, ПОПАДАНИЕМ

В ПРИБОРНЫЕ МЕТЕОУСЛОВИЯ, К КОТОРЫМ ПИЛОТ НЕ ДОПУЩЕН,

НЕШТАТНЫМ КАСАНИЕМ ВПП ИЛИ ПОСАДОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ

Проблема безопасности полетов

Факторы опасности

Необходимые действия

Столкновение с землей в управляемом полете (CFIT)

- Продолжение полета в условиях ограниченной метеорологической видимости при отсутствии видимости наземных ориентиров.

- В рамках функционирования СУБП, с целью развития культуры безопасности полетов, разъяснение членам летных экипажей разницы между ошибками и нарушениями при выполнении полетов.

- Дополнение политики в области безопасности полетов заявлением о нетерпимости к преднамеренным нарушениям правил полетов.

- Взаимодействие с основными заказчиками коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ с целью развития культуры безопасности полетов, включая выявление и решение проблем подготовки и обеспечения полетов с учетом географических и климатических особенностей региона.

- Соблюдать установленные правила полетов по ППП и ПВП и действий при попадании в условия ниже минимума или опасные для полетов метеоусловия.

- При подготовке к полету соблюдать правила расчета минимальных безопасных высот.

- Изучение района аэродрома (посадочной площадки) (в радиусе 50 км) естественных и искусственных препятствий, которые могут оказать влияние на безопасность полетов.

- Потеря пространственной ориентировки при выполнении полета на высоте менее безопасной в горной местности в метеорологических условиях, не соответствующих ПВП.

- Оценка эффективности методологии проведения тренажерной подготовки летного состава вертолетов:

- по сценарию обстановки реального полета по маршруту (с учетом особенностей предполагаемых районов выполнения полетов) и оценки инструкторским составом действий тренируемого экипажа при встрече с метеорологическими условиями ограниченной видимости в части своевременного принятия решения на изменение плана полета, выполнения посадки на подобранную площадку (на запасной аэродром) или переход на полет по ППП. Акцентировать внимание на методологию проведения таких тренировок с членами летных экипажей, не допущенных к полетам по ППП, в части оценки их действий при внезапном попадании в условия ограниченной видимости и готовности продолжить пилотирование по приборам с целью возврата в район хорошей погоды;

- техника пилотирования и управления ресурсами кабины экипажа ВС при выполнении маневров по приборам (выход на новый курс; выдерживание курса в горизонтальном полете, наборе высоты и снижении; виражи и стандартные развороты и др.).

- Проведение анализа практики использования систем (устройств), имитирующих условия полета по приборам (шторок имитации видимости, специальных очков и т.п.), при аэродромных тренировках.

- Обращать внимание членов летных экипажей ВС на порядок распределения внимания для контроля пространственного положения ВС с помощью приборов при маневрировании на малой высоте в условиях ограниченной видимости..

- Неиспользование возможностей системы раннего предупреждения приближения земли (СРППЗ).

- Изучение с летным составом порядка подготовки и принципов использования в полете СРППЗ.

- Потеря ориентировки в снежном или пыльном вихре.

- При разработке программ подготовки членов экипажей вертолетов предусматривать необходимость теоретической подготовки и тренировки на летном тренажере по действиям в случае образования снежного или пыльного вихря.

- Рассмотреть необходимость доработки программ тренажерной подготовки в части отработки взаимодействия членов экипажа с ПВП на ППП при потере визуального контакта с наземными ориентирами.

- Соблюдать требования правил полетов при выполнении посадки в условиях снежного или пыльного вихря.

- Неучет летно-технических характеристик ВС при подготовке к полету в высокогорной местности.

- Планировать полет в горной местности с учетом полетной массы и рельефа местности.

Попадание в приборные метеоусловия, к которым пилот не допущен (UIMC)

- Неготовность пилотов, допущенных к полетам только по ПВП, к переходу на пилотирование по ППП при неожиданном попадании в приборные метеоусловия.

- Включение в программы летной подготовки (переподготовки) членов летных экипажей положений, касающихся приборного налета на вертолетах (самолетах), которые имеют эксплуатационные ограничения в отношении полетов по приборам.

- Не проводится объективный анализ метеорологической обстановки.

- Использовать достоверные данные о прогнозируемых условиях по маршруту полета при принятии решения на вылет.

- Анализировать метеорологическую обстановку на протяжении всего полета.

Нештатное касание ВПП или посадочной площадки (ARC)

- Некоординированное отклонение органов управления (вертолет).

- Контролировать соответствие кандидата на получение свидетельства коммерческого пилота требованиям ФАП в части наличия необходимо налета при переучивании с самолета на вертолет.

- Изучение рекомендаций РЛЭ по порядку выполнения посадки с использованием влияния и без использования влияния воздушной подушки.

- Внесение (при необходимости) в программы тренажерной подготовки упражнения по выполнению посадки в условиях изменения направления и скорости ветра.

- Подготовка членов летного экипажа к действиям при отказе одного и двух двигателей и посадке на режиме самовращения несущего винта.

- Подготовка к полету с учетом особенностей полетов в горной местности.

- Неготовность к действиям для предотвращения динамического вращения (опрокидывания) (вертолет).

- Дополнение программ теоретической подготовки по распознанию явления динамического вращения (опрокидывания) и действий по его парированию.

- Изучение рекомендаций РЛЭ (вертолет R-44).

- Факторы опасности, связанные с полетами на посадочные площадки, по которым отсутствует аэронавигационная информация.

- Неправильная оценка рисков при планировании коммерческих полетов по перевозке пассажиров на вертолетах с посадками на добранные с воздуха площадки.

- Внесение изменений в процедуры контроля соблюдения требований федеральных авиационных правил при инспекционных проверках базовых объектов эксплуатантов коммерческой авиации.

- Проведение оценки возможных рисков и способов их снижения при выполнении коммерческих воздушных перевозок пассажиров на вертолетах с посадками на площадках, по которым отсутствует аэронавигационная информация, с установлением, при необходимости, процедур выполнения таких посадок в руководстве по производству полетов.

- Включить в РПП положения, позволяющие повысить объективность оценки рисков и способов их снижения при перевозке пассажиров с посадками на добранные с воздуха площадки.

- Неиспользование пассажирами привязных ремней, что повышает риск получения травм при нештатном касании ВПП или посадочной площадки (вертолеты).

- В рамках СУБП принятие мер по неукоснительному соблюдению членами экипажей воздушных судов требований РЛЭ вертолета, инструкции по взаимодействию и технологии работы членов летных экипажей вертолета в части контроля применения пассажирами воздушного судна привязных ремней безопасности.