Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного общего образования обучающимися с ОВЗ, с инвалидностью в муниципальных и государственных отдельных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования реализуется посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 99 Закона об образовании установлено, что нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом:
типа образовательной организации;
сетевой формы реализации образовательных программ;
специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ;
обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам;
обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся;
иных особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся).
В рамках принятых на региональном и муниципальном уровнях решений отдельной общеобразовательной организации предоставляется самостоятельность в финансово-хозяйственной деятельности.
Субсидия из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации предоставляется в целях софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации на создание условий для реализации адаптированных основных общеобразовательных и адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, использованием сетевой формы реализации образовательных программ через обновление материально-технической базы в отдельных общеобразовательных организациях, а именно приобретение:
- оборудования для трудовых мастерских для реализации предметной области "Технология" (для внедрения современных программ трудового и профессионально-трудового обучения в отдельных образовательных организациях по востребованным на рынке труда профессиям);
- оборудования для кабинетов педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда (диагностические комплексы, коррекционно-развивающие и дидактические средства);
- оборудования для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ;
- оборудования для реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ;
- оборудования для использования ДОТ и сетевой формы реализации адаптированных основных общеобразовательных и адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ.
Расходование средств субсидии на обеспечение содержания и функционирования оборудования (в том числе на приобретение расходных материалов), на Интернет-связь, на ремонтные работы, содержание здания, заработную плату, повышение квалификации и др., является нецелевым расходованием средств.
Средства на указанные цели должны быть предусмотрены дополнительно в бюджете субъекта Российской Федерации.
Также в бюджете субъекта Российской Федерации должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение по проведению мероприятий по приведению помещений отдельной общеобразовательной организации в соответствие требованиям СанПиН и другим требованиям.
В них должно быть также учтено обязательство отдельной общеобразовательной организации по обеспечению создания современной безбарьерной и здоровьесберегающей среды.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ, с инвалидностью понимаются:
1) условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, требующие адаптации содержания образования и включающие в себя использование адаптированных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
2) проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
3) обеспечение специальными учебниками, учебными пособиями и дидактическими материалами, специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования;
4) обеспечение предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, тьютора, услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков;
5) обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (часть 3 статьи 79 Закона об образовании).
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 года N 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, который определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов в сфере образования.
В соответствии с указанным порядком должны быть проведены мероприятия по обеспечению доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, включающие:
- размещение при входе в образовательную организацию вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
- предоставление инвалидам по слуху при необходимости услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика (в организации должен быть такой специалист в штате (если это востребованная услуга) или договор с организациями системы социальной защиты или обществом глухих по предоставлению таких услуг в случае необходимости);
- обеспечение наличия в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры;
- адаптацию официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих).
Кроме того, в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 г. N 442 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" в отдельных образовательных организациях должны быть созданы следующие условия для обучающихся с ОВЗ:
а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети "Интернет" с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;
обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлов;
обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося;
б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);
обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
обеспечение получения информации с использованием русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода).
в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:
обеспечение беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
Кроме этого, для получения без дискриминации качественного образования обучающимися с ОВЗ создаются:
необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения;
условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц.
При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей обучающихся и необходимости привлечения к этому учителя-логопеда, учителя-психолога, учителя-дефектолога.
Пространство (прежде всего здание и прилегающая территория), в котором осуществляется образование обучающихся с ОВЗ, должно соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций, предъявляемым к:
- участку (территории) образовательной организации (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательной организации и их оборудование); для детей, передвигающихся на коляске, - обеспечение возможности подъезда к зданию на машине, организация съездов с тротуаров, обеспечение парковочных мест для автотранспорта;
- зданию образовательной организации (высота и архитектура здания, необходимый набор и размещение помещений для осуществления образовательного процесса, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах образовательной организации, для активной деятельности, сна и отдыха, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной учебной деятельности).
Все помещения школы, включая санузлы, должны позволять ребенку с нарушениями опорно-двигательного аппарата или с нарушениями зрения беспрепятственно передвигаться. Это достигается с помощью установки пандусов, лифтов, подъемников, поручней, широких дверных проемов, разметки, рельефной плитки.
Должны быть устранены неровности и расширены дверные проемы для доступа к:
- помещениям для питания обучающихся;
- помещениям, предназначенным для занятий музыкой, изобразительным искусством, хореографией, моделированием, техническим творчеством, естественно-научными исследованиями, иностранными языками;
- спортивным залам, бассейнам, игровому и спортивному оборудованию;
- кабинетам специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда),
- помещениям для физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы,
Все пространство отдельной образовательной организации должно быть доступно ребенку, передвигающемуся как самостоятельно, так и с помощью приспособлений.
При планировании расположения и дизайна различных помещений образовательной организации необходимо исходить из принципа многофункциональности.
Например, учебные кабинеты должны быть рассчитаны на последовательную и параллельную организацию фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы педагога с учащимися.
Учебные помещения должны быть рассчитаны на организацию различных видов деятельности учащихся с учетом уровня, направленности образования, особых образовательных потребностей, и исходя из этого оснащены мебелью, позволяющей трансформировать пространство в зависимости от задач учебного или коррекционного занятия.
Также дополнительно должны быть предусмотрены средства на обеспечение содержания и функционирования оборудования, на Интернет-связь и заработную плату (в том числе технического обслуживающего персонала) при реализации мероприятия посредством приобретения оборудования для использования ДОТ и сетевой формы реализации образовательных программ.
В ходе реализации Мероприятия субъектам Российской Федерации и региональным ведомственным проектным офисам необходимо:
- утвердить распорядительным актом регионального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в сфере образования:
перечень отдельных общеобразовательных организаций;
должностное лицо, ответственное за реализацию мероприятия (от регионального органа исполнительной власти и от регионального ведомственного проектного офиса);
медиаплан реализации мероприятия;
- согласовать программу развития каждой отдельной общеобразовательной организации;
проведение закупок из согласованного перечня оборудования и средств обучения и воспитания в соответствии с согласованными перечнями оборудования и средств обучения и воспитания (инфраструктурными листами);
приведение помещений отдельных общеобразовательных организаций в соответствие требованиям СанПиН и другим требованиям;
повышение квалификации руководящих и педагогических работников отдельных общеобразовательных организаций по вопросам реализации проекта;
- согласовать с оператором реализации мероприятия (ФГБНУ ИКП РАО) перечни оборудования и средств обучения и воспитания (инфраструктурные листы) и дизайн-проекты оснащаемых помещений каждой отдельной общеобразовательной организации;
- осуществить контроль за реализацией отдельными общеобразовательными организациями мониторингов материально-технического обеспечения образовательного процесса, здоровьесберегающей среды (перед началом реализации мероприятия, и по его итогам).
Отдельным общеобразовательным организациям необходимо:
- провести мониторинги материально-технического обеспечения образовательного процесса, здоровьесберегающей среды (перед началом реализации мероприятия и по итогам 2021 года);
- утвердить программу развития и разместить на сайте организации;
- сформировать, согласовать с субъектом Российской Федерации перечень оборудования и средств обучения и воспитания;
- разработать и согласовать с субъектом Российской Федерации дизайн-проекты оснащаемых помещений;
- подготовить конкурсную документацию для проведения закупок и проекты договоров для осуществления закупок;
- провести мероприятия по организации и проведению закупок.
Министерством просвещения Российской Федерации будет осуществляться контроль за целевым и эффективным расходованием средств субсидии, в том числе посредством выездных мониторингов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей