II. Предпосылки и актуальность создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
II. Предпосылки и актуальность создания единой
федеральной системы научно-методического сопровождения
педагогических работников и управленческих кадров
Сопровождением профессионального развития педагогических и управленческих кадров традиционно занимались муниципальные методические службы. В настоящее время возрастает необходимость создания единой федеральной научно-методической системы как значимого фактора эффективности образовательных реформ и важного звена, обеспечивающего сопровождение реализации государственной кадровой политики в системе образования Российской Федерации.
Актуальность создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров определяется значимостью профессиональной деятельности педагогов в достижении приоритетных национальных задач и обеспечении повышения качества образования. Поддержка педагога, способного решать задачи национальной образовательной политики, становится возможной только в ситуации построения единой и непрерывной вариативной системы адресного научно-методического сопровождения учителя.
Создание указанной системы должно быть нацелено в том числе, на выполнение поручения Президента Российской Федерации - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, формирование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. Решение этой задачи неразрывно связано с персонифицированным повышением квалификации педагогических работников и управленческих кадров и сопровождением их непрерывного развития на основе выявленных профессиональных дефицитов.
В настоящее время система дополнительного профессионального образования педагогических работников Российской Федерации представлена:
институтами развития образования (преобладающий тип организаций);
институтами повышения квалификации и переподготовки работников образования и управленческих кадров (как в качестве самостоятельных организаций, так и в качестве структурных подразделений в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования);
иными организациями как государственного, так и негосударственного сектора, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным педагогическим программам.
Традиционно организованные по принципу предметных кафедр региональные институты развития образования, институты повышения квалификации и переподготовки работников образования и управленческих кадров и другие организации не в полной мере обеспечивают всесторонний подход к профессиональному развитию педагогов. Наблюдается оторванность содержания курсов повышения квалификации от современного содержания общего образования (например, отсутствие программ по формированию функциональной грамотности и цифровой компетентности). Разработка и реализация дополнительных профессиональных программ носит безадресный, не персонифицированный характер.
В системе профессионального развития работников образования и управленческих кадров отсутствует инициатива по разработке программ обучения "на опережение" с учетом глобальных вызовов и задач развития системы образования.
По результатам анализа деятельности организаций дополнительного профессионального образования выделен ряд общих проблем, связанных с функционированием системы методической (научно-методической) поддержки педагогических работников и управленческих кадров:
несформированность на территории Российской Федерации единого научно-методического пространства сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
отсутствие единого подхода к организации деятельности методических служб на федеральном и региональном уровнях;
методические службы не выполняют функции ресурсных центров развития муниципальной системы образования, на них, часто, возлагаются организационные и координационные функции;
отсутствие научной составляющей методической поддержки работников образования и связи между научными исследованиями и реальной педагогической практикой;
отсутствие персонифицированности программ ДПО, механизмов формирования персональной траектории профессионального развития педагога с учетом специфики потребностей в профессиональном развитии и дефицитов на разных этапах карьерного цикла педагогической профессии;
отсутствие в содержании программ ДПО ориентации на формирующиеся глобальные вызовы и задачи образования на федеральном уровне;
"сопротивление" педагогов и руководителей образовательных организаций обновлению форм обучения и воспитания, несовершенная система мотивации к участию в инновационной деятельности;
отсутствие согласованной системы повышения квалификации управленческих кадров;
недостатки нормативного правового сопровождения.
Фиксируется ряд противоречий в связи с глобальностью государственных задач по созданию условий для непрерывного профессионального развития педагогов и управленческих кадров и недостатком методических, кадровых и инфраструктурных ресурсов в регионах, а именно:
между повышающейся значимостью электронных и дистанционных форм обучения и неготовностью методических служб сопровождать цифровизацию образования;
между традиционными, устоявшимися формами методической работы и усложнением задач методического сопровождения развития кадров в условиях меняющейся системы образования и внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников;
между необходимостью непрерывного образования педагога с опорой на современные исследования в области педагогики и психологии и отсутствием включения результатов современных исследований в процесс методического сопровождения учителей, слабой представленностью организаций высшего (педагогического) образования и среднего профессионального образования в единой системе методического обеспечения профессиональной деятельности современного педагога;
между необходимостью непрерывного образования педагога в условиях изменения требований к его профессиональной деятельности и отсутствием условий эффективного персонифицированного методического обеспечения этого процесса.
Модернизации требует существующая система повышения квалификации: необходимы принципиально новые информационные и методологические ресурсы, новый организационный механизм, реализующий непрерывные форматы повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров.
Отсутствие единого вектора развития деятельности существующих методических структур разного уровня требует организационной и содержательной модернизации, предусматривает серьезное переосмысление управленческой и педагогической деятельности через создание единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
Создание системы научно-методического сопровождения должно осуществляться посредством интеграции ресурсов федерального уровня, а также методических служб регионального, муниципального и институционального уровней, институтов повышения квалификации и развития образования, региональных учебно-методических объединений, ресурсных центров, профессиональных объединений (методических объединений, советов, сообществ, ассоциаций), что будет способствовать аккумуляции и дальнейшему развитию и тиражированию актуальных ресурсов и эффективных педагогических практик. Существует необходимость разработки механизмов интеграции и координации деятельности методических структур, распределения полномочий и функций между ними, создания единой системы оценки эффективности работы методических служб на всех уровнях.
Концепция определяет роль и место Министерства просвещения Российской Федерации (как учредителя федерального оператора), органов исполнительной власти и органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, организаций высшего и среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы социально-педагогической направленности, региональных систем повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников в системе научно-методического сопровождения.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей