1. Вопросы по применению Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"
Федерального закона "О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем"
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" (далее по тексту - Федеральный закон) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (в том числе кредитные организации), обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю. Каких-либо исключений в части, касающейся представления кредитными организациями уполномоченному органу предусмотренных Федеральным законом сведений, в том числе в случае, если операция клиента, подлежащая обязательному контролю, по мнению сотрудников кредитной организации, не связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, Федеральный закон не предусматривает.
На основании изложенного следует, что в рамках реализации требований Федерального закона кредитная организация обязана представлять в уполномоченный орган сведения по всем операциям, которые подпадают под признаки статьи 6 Федерального закона (в том числе по операциям клиента, характер которых имеет очевидный экономический смысл и у сотрудников кредитной организации не вызывает подозрений в том, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем).
Сделки с движимым имуществом, перечисленные в подпункте 6 пункта 2 статьи 6 Федерального закона, в том числе операции по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга), в случае, если их сумма равна или превышает 600 000 рублей, являются операциями с денежными средствами или иным имуществом, подлежащими обязательному контролю.
Исходя из положений статьи 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" следует, что указанные сделки с движимым имуществом не относятся к банковским операциям, но могут совершаться кредитной организацией в рамках ее деятельности.
1.3. В течение какого периода времени кредитная организация обязана контролировать операции по зачислению на свой счет или списанию со своего счета денежных средств юридическим лицом, операции по счетам которого не производились с момента их открытия?
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, в частности, сведения о зачислении денежных средств на свой счет или их списании со своего счета юридическим лицом, операции по счетам которого не производились с момента их открытия, должны документально фиксироваться и представляться в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем их совершения.
Учитывая положения пункта 1 и абзаца пятого подпункта 5 пункта 2 статьи 6 Федерального закона, в рамках реализации требований Федерального закона направлению в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (далее по тексту - КФМ России) подлежат сведения только о первой операции по счету юридического лица после его открытия. При этом следует иметь в виду, что период времени, в течение которого кредитная организация обязана контролировать операции, указанные в абзаце пятом подпункта 5 пункта 2 статьи 6 Федерального закона, не определен.
1.4. Что для целей Федерального закона подразумевается под формулировкой "документальное фиксирование"? Должны ли сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, и иным операциям, связанным с легализацией преступных доходов, фиксироваться и храниться на бумажном носителе или кредитная организация вправе формировать их в электронном виде?
Федеральным законом не определены форма и порядок документального фиксирования и хранения информации.
Статья 2 Федерального закона от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" документированную информацию или документ определяет как зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Исходя из вышеизложенного, а также абзаца второго пункта 2 статьи 7 Федерального закона порядок, в том числе форму документального фиксирования и хранения необходимой информации как неотъемлемую часть правил внутреннего контроля, каждая кредитная организация с учетом особенностей своей деятельности определяет самостоятельно.
Однако при этом необходимо иметь в виду следующие моменты.
В соответствии с пунктами 1 и 5 Положения Банка России от 28.11.2001 N 161-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" сведения, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона и представляемые в уполномоченный орган, кредитная организация обязана составить в форме отчета в виде электронного документа - ОЭД (то есть в электронном виде), а ОЭД, по которым получены извещения в виде электронного документа, подтверждающие их принятие, не менее 5 лет хранить в электронном виде.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей