4.1. Доходы, не учитываемые для целей налогообложения
Перечень доходов, не учитываемых в качестве облагаемых налогом на прибыль, является закрытым и приведен в статье 251 НК РФ.
При применении указанного перечня следует иметь в виду.
Имущество, имущественные права, работы или услуги, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты, не являются налогооблагаемыми доходами только для налогоплательщиков, применяющих метод начисления. Налогоплательщики, применяющие кассовый метод, указанные средства отражают в составе доходов, подлежащих налогообложению в момент их получения.
При применении подпункта 2 пункта 1 статьи 251 НК РФ следует учитывать, что понятия "залог" и "задаток" для целей налогообложения определяются, соответственно, статьями 334 и 380 ГК РФ.
При применении подпунктов 4, 5 пункта 1 статьи 251 НК РФ необходимо иметь в виду, что первоначальным взносом является стоимость имущества, имущественных прав при взносе их в уставный капитал либо в совместную деятельность по стоимости, отраженной в налоговом учете у передающей стороны, в соответствии со статьями 277, 278 НК РФ.
В статье 251 НК РФ указываются средства целевого финансирования и целевые поступления и другие доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
К средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении налоговой базы в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, отнесено имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по целевому назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования.
При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Средства, полученные из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, направляются бюджетными учреждениями на финансирование расходов по ведению их уставной деятельности. К указанным средствам, не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.
Бюджетным учреждением является организация, отвечающая требованиям статьи 161 БК РФ.
При отсутствии у таких организаций одного из условий, определенных статьей 161 БК РФ, в частности, финансирования ведения уставной деятельности за счет средств соответствующих бюджетов на основе сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, они не являются бюджетными учреждениями.
В целях применения главы 25 НК РФ понятие "грантов" дано в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
Перечень целевых поступлений некоммерческих организаций, поименованный в пункте 2 статьи 251 НК РФ, является исчерпывающим.
К целевым поступлениям отнесены целевые поступления из бюджета бюджетополучателями и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц, использованные некоммерческими организациями по назначению.
Налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Целевые поступления, полученные в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, учитываются некоммерческими организациями с даты их получения в составе внереализационных доходов в соответствии со статьей 250 НК РФ. Признанные подакцизными товары и минеральное сырье указаны, соответственно, в пунктах 1 и 2 статьи 181 НК РФ.
Публично-правовыми профессиональными объединениями, целевые взносы и отчисления в которые в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ признаны целевыми поступлениями, являются Федеральная и региональные нотариальные палаты, образованные в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации от 11.02.1993 N 4462-1 "О нотариате", и Федеральная палата адвокатов Российской Федерации и адвокатские палаты соответствующих субъектов Российской Федерации, образованные в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
К целевым поступлениям отнесены также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии со статьей 582 ГК РФ. Перечень учреждений и организаций, которым могут делаться пожертвования, определен в пункте 1 данной статьи. Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.
При применении подпункта 4 пункта 2 статьи 251 НК РФ следует учитывать, что понятие "благотворительная деятельность" определено в статье 1 Закона N 135-ФЗ. Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Средствами и иным имуществом, полученными на осуществление благотворительной деятельности, признаются средства и иное имущество, поступившие некоммерческим организациям, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, на осуществление благотворительной деятельности. Цели благотворительной деятельности определены в пункте 1 статьи 2 Закона N 135-ФЗ.
К целевым поступлениям в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 251 НК РФ относятся отчисления адвокатов на содержание коллегии адвокатов (ее учреждений).
В соответствии с Положением об адвокатуре РСФСР, утвержденным Законом РСФСР от 20.11.1980 "Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР", коллегией адвокатов являлось добровольное объединение лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, образованное и осуществляющее свою деятельность в порядке, определенном названным Законом. После приведения статуса в соответствие с Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" коллегией адвокатов является некоммерческая организация, основанная на членстве и действующая на основании устава, утвержденного ее учредителями, и заключенного учредительного договора.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями), на проведение социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью, при условии их использования по назначению.
В соответствии с пунктом 20 статьи 270 НК РФ расходы в виде средств, перечисляемых профсоюзным организациям, при определении налоговой базы организаций, перечисливших средства, не учитываются.
Доходы в виде средств и иного имущества, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Законом N 95-ФЗ, в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 251 НК РФ не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Понятия "безвозмездная помощь", "техническая помощь", "гуманитарная помощь" для целей налогообложения применяются в том значении, в каком они используются в Законе N 95-ФЗ.
При этом необходимо учесть, что документом, подтверждающим принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической или гуманитарной помощи (содействию), является удостоверение, составленное по форме и выдаваемое в порядке, определенном, соответственно, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.1999 N 1046 "Об утверждении порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.1999 N 1335 "Об утверждении порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации".
При применении данного подпункта следует учитывать, что средства, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия), использованные не по целевому назначению, подлежат включению организациями-получателями во внереализационные доходы в момент, когда получатель таких доходов фактически использовал их не по целевому назначению (нарушил условия их получения).
При применении подпункта 23 пункта 1 статьи 251 НК РФ следует учитывать, что согласно пунктам 4.2 и 4.3 Устава РОСТО (утвержден 1 Учредительным съездом РОСТО 25.09.1991, изменения и дополнения приняты 2 съездом РОСТО 22.09.1995, 3 съездом РОСТО 11.04.2001) организациями, входящими в структуру РОСТО, являются: Центральный Совет РОСТО (постоянно действующий руководящий орган); Центральная контрольно-ревизионная комиссия; организации РОСТО в субъектах Российской Федерации и административно-территориальных структурах городов, городские, районные и первичные организации РОСТО; представительства ЦС РОСТО в федеральных округах Российской Федерации; образовательные, авиационные, спортивные, спортивно-технические и иные организации РОСТО.
Перераспределение целевых поступлений и грантов между некоммерческой организацией и входящими в ее структуру территориальными организациями, созданными в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях, при определении налоговой базы не учитывается.
При передаче некоммерческими организациями полученных в установленном порядке целевых поступлений и грантов созданным территориальным организациям у последних поступившие средства признаются, соответственно, целевыми поступлениями, полученными на ведение уставной деятельности, и грантами, полученными на осуществление конкретных программ.
Целевые поступления, полученные некоммерческими организациями на осуществление уставной деятельности от созданных ими в установленном порядке территориальных организаций, признаются у организации-получателя целевыми поступлениями, полученными на осуществление уставной деятельности.
Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (далее - Отчет о целевом использовании полученных средств), в соответствии с пунктом 14 статьи 250 НК РФ представляется налогоплательщиками - бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями по окончании налогового периода в налоговые органы по месту своего учета в составе Декларации по форме, приведенной в Листе 14.
Бюджетные учреждения в Отчете о целевом использовании полученных средств отражают целевые поступления, средства, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Законом N 95-ФЗ, и средства целевого финансирования, за исключением средств, полученных ими из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
Бюджетные учреждения и некоммерческие организации, наряду с ведением уставной деятельности, могут осуществлять и деятельность, связанную с получением доходов от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, а также получать внереализационные доходы.
Ведение бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями деятельности, связанной с обеспечением целей и задач, определенных их учредительными документами, производится за счет средств целевого финансирования, целевых поступлений, средств, полученных в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Законом N 95-ФЗ, и других доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, в соответствии со статьей 251 НК РФ.
При направлении указанных средств не по целевому назначению для целей налогообложения сумма, использованная не по назначению, подлежит включению в состав внереализационных доходов в момент, когда получатель таких доходов фактически использовал их не по целевому назначению (нарушил условия их получения).
Ведение бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями учета полученных доходов в виде средств целевого финансирования, целевых поступлений и других доходов, указанных в статье 251 НК РФ, и произведенных за счет этих доходов расходов, а также сумм доходов и расходов от деятельности, связанной с производством и реализацией товаров, работ, услуг и имущественных прав, и внереализационных доходов и расходов производится раздельно.
При этом в доходы и расходы от реализации и внереализационные доходы и расходы бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями не включаются доходы и расходы, связанные с содержанием и ведением уставной деятельности указанных учреждений и организаций.
Организации, созданные в установленном законодательством порядке в организационно-правовых формах некоммерческих организаций, при осуществлении налогового учета коммерческой деятельности применяют общие нормы главы 25 НК РФ, регламентирующие порядок определения доходов и расходов.
Налоговый учет доходов и расходов, связанных с производством и реализацией, и внереализационных доходов и расходов осуществляется бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями в соответствии с нормами, установленными НК РФ.
В целях налогообложения для формирования налоговой базы по налогу на прибыль бюджетными учреждениями расходы, которые могут быть осуществлены как при ведении уставной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета, так и при совершении операций на платной основе (расходы по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала), распределяются между доходами от коммерческой деятельности и доходами от уставной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета, в порядке, установленном статьей 321.1 НК РФ, с учетом требований статьи 252 НК РФ.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 5 статьи 252 НК РФ суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщиков, не подлежат повторному включению в состав его расходов. В случаях, если указанные выше расходы полностью профинансированы за счет средств бюджета, они не могут включаться бюджетными учреждениями в расходы, связанные с производством и реализацией от коммерческой деятельности.
В целях статьи 321.1 НК РФ доходами от уставной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета, признаются суммы финансирования, определенные бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала предусмотрено за счет двух источников: по смете доходов и расходов бюджетного учреждения и по смете доходов и расходов от коммерческой деятельности, то в соответствии с пунктом 3 статьи 321.1 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль в уменьшение доходов от коммерческой деятельности бюджетного учреждения фактически произведенные им в отчетном (налоговом) периоде вышеназванные расходы принимаются пропорционально объему средств, полученных от коммерческой деятельности, в общей сумме доходов, включая средства целевого финансирования.
При определении указанной пропорции в составе доходов, полученных от коммерческой деятельности, внереализационные доходы не учитываются.
В целях налогообложения расходы по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала (далее - коммунальные и другие услуги) принимаются в пределах сумм, определенных исходя из доли доходов, полученных от реализации товаров, работ, услуг в общей сумме доходов, включая доходы, выделяемые бюджетному учреждению в размере лимитов бюджетных обязательств, за отчетный (налоговый) период.
Для определения суммы расходов по оплате коммунальных и других услуг, которые могут быть отнесены к расходам по коммерческой деятельности, из фактической суммы произведенных расходов на указанные цели за отчетный (налоговый) период исключается сумма таких расходов в размере лимитов бюджетных обязательств по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
Определенная в указанном порядке сумма сравнивается с суммой таких расходов, определенной исходя из доли доходов, полученных от реализации товаров, работ, услуг в общей сумме доходов. При налогообложении доходов бюджетного учреждения, полученных от коммерческой деятельности, принимается сумма расходов по коммунальным и другим услугам в размере, не превышающем предельной суммы расходов, определяемой в рассмотренном выше порядке.
┌───┬──────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐
│ N │Показатели за отчетный (налоговый)│ Варианты │
│п/п│период нарастающим итогом с начала├─────────┬────────┬────────┬────────┤
│ │ года │ I │ II │ III │ IV │
├───┼──────────────────────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┤
│ │ Доходы: │ │ │ │ │
│ 1│ Доходы в размере лимитов│ │ │ │ │
│ │бюджетных обязательств │ 1000 │1000 │1000 │1000 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 2│ Доходы, полученные от│ │ │ │ │
│ │коммерческой деятельности (без│ │ │ │ │
│ │внереализационных доходов) │ 300 │ 300 │ 300 │ 300 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 3│ Общая сумма доходов (стр. 1 +│ │ │ │ │
│ │стр. 2) │ 1300 │1300 │1300 │1300 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 4│ Доля доходов от коммерческой│ │ │ │ │
│ │деятельности в общей сумме│ │ │ │ │
│ │доходов - (стр. 2 : стр. 3) │ 0,231│ 0,231│ 0,231│ 0,231│
│ │ │ │ │ │ │
│ │ Расходы: │ │ │ │ │
│ 5│ Фактические расходы по оплате│ │ │ │ │
│ │коммунальных, услуг связи,│ │ │ │ │
│ │транспортных расходов по│ │ │ │ │
│ │обслуживанию административно-│ │ │ │ │
│ │управленческого персонала -│ │ │ │ │
│ │всего │ 150 │ 150 │ 150 │ 150 │
│ │ в том числе: │ │ │ │ │
│ 6│ - расходы в размере лимитов│ │ │ │ │
│ │бюджетных обязательств │ 120 │ 100 │ - │ 150 │
│ │ │ │ │ │ │
│ 7│ - расходы, относящиеся к│ │ │ │ │
│ │коммерческой деятельности │ │ │ │ │
│ │ (стр. 5 - стр. 6) │ 30 │ 50 │ 150 │ - │
│ │ │ │ │ │ │
│ 8│ Расходы по оплате│ │ │ │ │
│ │коммунальных услуг, услуг связи,│ │ │ │ │
│ │транспортных расходов по│ │ │ │ │
│ │обслуживанию административно-│ │ │ │ │
│ │управленческого персонала, │ │ │ │ │
│ │определенные исходя из доли│ │ │ │ │
│ │доходов от коммерческой│ │ │ │ │
│ │деятельности (без│ │ │ │ │
│ │внереализационных доходов) │ │ │ │ │
│ │ (стр. 5 x стр. 4) │ 35 │ 35 │ 35 │ - │
│ │ │ │ │ │ │
│ 9│ Расходы по оплате│ │ │ │ │
│ │коммунальных услуг, услуг связи,│ │ │ │ │
│ │транспортных расходов по│ │ │ │ │
│ │обслуживанию административно-│ │ │ │ │
│ │управленческого персонала,│ │ │ │ │
│ │принимаемые для целей│ │ │ │ │
│ │налогообложения │ 30 │ 35 │ 35 │ - │
└───┴──────────────────────────────────┴─────────┴────────┴────────┴────────┘
Расходы по оплате коммунальных и других услуг, определенные по строке 9 примеров, принимаются для целей налогообложения в составе прочих расходов, связанных с реализацией товаров, работ, услуг.
Централизованными бухгалтериями налоговый учет доходов и расходов, полученных (произведенных) от коммерческой деятельности, ведется по каждому бюджетному учреждению (независимо от наличия у таких учреждений расчетных или иных счетов), обслуживаемому указанной бухгалтерией.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей