1. Финансовое обеспечение и предложения по источникам инвестиций

1. Финансовое обеспечение и предложения

по источникам инвестиций

Выполнение Стратегии разделено на этапы реализации с соответствующими мероприятиями, объемами финансирования, а также ключевыми показателями эффективности.

Реализация мероприятий и проектов Стратегии требует значительных инвестиций в развитие и строительство объектов транспортной инфраструктуры как за счет бюджетных средств, так и внебюджетных источников. Под инвестициями понимаются капитальные вложения (в том числе на реконструкцию) в объекты транспортной инфраструктуры, а также подвижной состав и транспортные средства.

Общие темпы экономического роста Российской Федерации непосредственно влияют на возможности инвестирования за счет средств бюджетной системы и расширения инвестиционных программ ключевыми участниками транспортной отрасли, что в результате определяет объемы финансового обеспечения Стратегии.

В 2014 - 2019 годах в Российской Федерации наблюдался высокий среднегодовой темп прироста инвестиций в транспорте (5,5 процента в год по крупным и средним организациям транспортного комплекса). Для достижения целей Стратегии в базовом сценарии необходимо поддерживать этот темп инвестиций до 2030 года и тем самым увеличить инвестиции в транспорт с существующих 2,3 процента валового внутреннего продукта в среднем за 2014 - 2019 годы до 3,3 процента валового внутреннего продукта, что будет соответствовать среднемировому уровню (рассматривались страны Организации экономического сотрудничества и развития, страны БРИКС, Китайская Народная Республика и Соединенные Штаты Америки). Это минимально требуемый уровень инвестиций, достаточный для обеспечения запланированного развития Единой опорной сети и реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года и национального проекта "Безопасные качественные дороги", стратегических документов инфраструктурных компаний (открытое акционерное общество "Российские железные дороги", Государственная компания "Российские автомобильные дороги", федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт" и др.).

С учетом прогноза динамики валового внутреннего продукта на период до 2035 года (по данным долгосрочного прогноза Министерства экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года) инвестиции в транспортной отрасли составят (по периодам, в сопоставимых ценах 2020 года):

на период 2021 - 2024 годов: 12,6 трлн. рублей (в среднем 2,6 процента валового внутреннего продукта);

на период 2025 - 2030 годов: 24,8 трлн. рублей (в среднем 3,1 процента валового внутреннего продукта за период с 2025 по 2030 год и с пиковым значением в 2030 году на уровне 3,3 процента внутреннего валового продукта);

на период 2031 - 2035 годов: 23 трлн. рублей (в среднем 3 процента валового внутреннего продукта).

Указанный прогноз инвестиций соответствует утвержденным стратегическим документам федерального уровня, в частности, плану действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 процентов их доли в валовом внутреннем продукте, утвержденному Председателем Правительства Российской Федерации 13 февраля 2019 г., и Единому плану по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р. В Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года действий целевым уровнем инвестиций в транспорт на 2024 год обозначено 3363 млрд. рублей без учета магистрального трубопроводного транспорта, в то время как в рамках Стратегии в 2024 году предполагается 4139 млрд. рублей, в ценах соответствующих лет. В Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года целевым показателем по прогнозу инвестиций является рост не менее чем на 175 процентов инвестиций к 2030 году относительно 2020 года. Объем инвестиций в транспортной отрасли в 2020 году составил 2659 млрд. рублей (без учета магистрального трубопроводного транспорта). В рамках Стратегии на 2030 год объем инвестиций составит 4707 млрд. рублей в ценах 2020 года. Таким образом, рост составит 176,4 процента.

На среднесрочный период до 2024 года включительно структура инвестиций определяется федеральными стратегическими документами (комплексный план и национальный проект "Безопасные качественные дороги" в части нового строительства), а также инвестиционными программами основных участников транспортной отрасли (открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (инвестиционная программа), Государственная компания "Российские автомобильные дороги" (программа деятельности до 2024 года), федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт" (инвестиционная программа), акционерное общество "Государственная транспортная лизинговая компания" (долгосрочная программа развития до 2024 года).

На долгосрочный период (2025 - 2035 годы) структура инвестиций определяется на основе следующих предпосылок:

действующие долгосрочные планы ключевых участников отрасли по реализации проектов;

действующие планы субъектов Российской Федерации по реализации транспортных проектов, в частности проектов развития инфраструктуры пассажирского транспорта общего пользования;

текущие планы по реализации отдельных крупных транспортных проектов;

общие тренды инвестиций в транспортном секторе.

В среднесрочном периоде до 2024 года включительно наибольшая доля инвестиций среди всех видов транспорта будет приходиться на железнодорожную отрасль (почти треть), что обусловлено широким спектром капиталоемких проектов открытого акционерного общества "Российские железные дороги". Второе место по объему инвестиций будет занимать автодорожная отрасль (доля составит 29,6 процента).

В 2025 - 2030 годах наибольшая доля инвестиций будет наблюдаться в автодорожной отрасли (35 процентов) в результате реализации проектов развития опорной сети автомобильных дорог, включая осуществление основной части капитальных вложений в скоростные автомобильные дороги и автомагистрали.

В период до 2035 года планируются одновременное строительство нескольких скоростных и высокоскоростных железных дорог, а также реализация других масштабных проектов инвестиционной программы по развитию железнодорожной опорной сети. В период 2031 - 2035 годов доля железнодорожного транспорта составит 37 процентов.

В течение всего прогнозируемого периода до 2035 года будут значительно увеличиваться инвестиции в городской транспорт. В 2025 - 2030 годах за счет реализации проектов по обновлению городского подвижного состава и развитию инфраструктуры пассажирского транспорта общего пользования в городских агломерациях доля таких инвестиций вырастет в 3 - 4 раза по сравнению с предыдущим периодом. В сумме до 2035 года объем инвестиций составит более 10 трлн. рублей на все виды транспорта (городской наземный электрический транспорт, метрополитен, железные дороги в агломерациях, обновление подвижного состава).

После 2025 года снизится доля инвестиций в развитие метрополитена, вырастет доля инвестиций во вспомогательную транспортную деятельность за счет создания логистических деревень, инвестиций в цифровые транспортные услуги. В части воздушного транспорта основные инвестиции будут осуществляться в обновление парка воздушных судов.

В среднесрочной перспективе на период до 2024 года включительно объем планируемых инвестиций в рамках планов ключевых участников транспортной отрасли, а также комплексного плана и национального проекта "Безопасные качественные дороги" составит менее половины прогнозного суммарного объема инвестиций в отрасли. Структура 2-й половины суммарного объема инвестиций на период до 2025 года, а также инвестиций в 2025 - 2035 годах будет определяться с учетом:

темпов экономического роста Российской Федерации;

качества инвестиционных проектов, а именно их готовности для привлечения рыночных инвесторов;

темпов улучшения инвестиционного климата, а также развития инструментов и механизмов государственно-частного партнерства.

Таким образом, суммарно для реализации целей Стратегии потребуется (в сопоставимых ценах 2020 года) при базовом сценарии более 23 трлн. рублей бюджетных средств и 37 трлн. рублей внебюджетных средств. Информация о финансовом обеспечении реализации Стратегии представлена в приложении N 9.

Механизмы привлечения внебюджетных инвестиций приведены в разделе XII Стратегии.

В прогнозируемом периоде будет снижаться доля инвестиций субъектов Российской Федерации в суммарных бюджетных инвестициях, что обусловлено реализацией крупных проектов федерального уровня. В 2014 - 2019 годах доля региональных инвестиций в среднем составляла около 40 процентов, к 2035 году ожидается ее снижение до 25 - 30 процентов.

Реализация Стратегии обеспечит значительный прямой и косвенный эффекты в части социально-экономического развития, внесет вклад в поддержание целевых темпов экономического роста, достижение национальных целей. Анализ реализованных и перспективных проектов показывает, что в среднем один рубль инвестиций в строительство новых транспортных объектов обеспечивает прирост валового внутреннего продукта в объеме 2,5 рубля - 3 рублей по истечении 15 лет эксплуатации (за счет прямых и косвенных эффектов на этапе строительства и эксплуатации) для различных видов транспорта (удельный мультипликатор транспортных проектов на прирост валового внутреннего продукта получен на основе оценок различных транспортных проектов, проведенных по методике оценки социально-экономических эффектов от проектов строительства (реконструкции) и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, планируемых к реализации с привлечением средств федерального бюджета, а также с предоставлением государственных гарантий Российской Федерации и налоговых льгот, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. N 1512 "Об утверждении методики оценки социально-экономических эффектов от проектов строительства (реконструкции) и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, планируемых к реализации с привлечением средств федерального бюджета, а также с предоставлением государственных гарантий Российской Федерации и налоговых льгот").

При этом один рубль инвестиций приносит в среднем один рубль прироста валового внутреннего продукта уже на этапе строительства инфраструктурных объектов (за счет прямых эффектов в строительной отрасли и мультипликативных эффектов в смежных отраслях). На этапе эксплуатации различные виды транспорта по-разному оказывают влияние на экономический рост. Наибольшие эффекты наблюдаются у проектов развития скоростного и пригородного транспорта на территориях массовых перевозок, развития грузовых мощностей, расшивки узких мест, строительства скоростных автомобильных дорог на связях между крупнейшими агломерациями.

Таким образом, указанный объем инвестиций в рамках Стратегии обеспечит суммарный прирост валовой добавленной стоимости в объеме 160 трлн. рублей, в том числе 90 трлн. рублей до 2035 года (из которых одна третья часть эффектов - возникающие на этапе эксплуатации) и 70 трлн. рублей за горизонтом 2035 года. По состоянию на 2020 год ненефтегазовые доходы консолидированного бюджета Российской Федерации составили около 30 процентов валового внутреннего продукта (по данным Министерства финансов Российской Федерации, ненефтегазовые доходы составили 32,9 трлн. рублей, включая государственные внебюджетные фонды. Валовый внутренний продукт в 2020 году составил более 106,6 трлн. рублей). На основе ожидаемого прироста валового внутреннего продукта можно оценить будущий эффект от реализации Стратегии в терминах бюджетных доходов в объеме порядка 45 - 50 трлн. рублей, в том числе 25 - 30 трлн. рублей до 2035 года и 20 - 25 трлн. рублей после 2035 года и до 2050 года.

При рассмотрении консервативного сценария прогнозный суммарный пассажиропоток и грузопоток меньше в среднем на 10 - 15 процентов по сравнению с базовым сценарием. В этом случае и прогнозируемый объем эффектов на этапе эксплуатации снизится соразмерно (в то время как эффекты от капитальных вложений не изменятся). Таким образом, суммарный объем прироста валовой добавленной стоимости на этапе эксплуатации до 2035 года составит 20 - 25 трлн. рублей и 60 - 65 трлн. рублей после 2035 года.

В 2019 году доля транспортной отрасли в валовом внутреннем продукте составила около 6,2 процента. При реализации всех целей Стратегии в результате роста транспортной подвижности населения, увеличения объемов торговли и расширения спектра оказываемых транспортных услуг доля отрасли может повыситься на 1 процентный пункт. Вместе с тем в этом параметре учтен результат уменьшения совокупных транспортных затрат из-за экономии времени в пути и оптимизации логистических процессов, что одновременно ведет к сокращению вклада отрасли в валовый внутренний продукт в силу сокращения расходов грузовладельцев на транспортные услуги.

Финансовое обеспечение Стратегии вместе с инвестиционной составляющей предусматривает расходы, которые не квалифицируются как капитальные вложения и включают:

расходы на ремонт объектов транспортной инфраструктуры с приведением их к нормативному состоянию без значимого улучшения качественных и количественных характеристик, в том числе по видам транспорта (суммарно с 2021 по 2035 год):

не менее 3,5 трлн. рублей - на железнодорожный транспорт для обеспечения нормативного состояния пути и искусственных сооружений;

не менее 9 трлн. рублей - на дорожное хозяйство (расходы федерального и региональных дорожных фондов на ремонт и реконструкцию муниципальных, региональных и федеральных автомобильных дорог) в рамках затрат национального проекта "Безопасные качественные дороги" и расходов на приведение к нормативному состоянию инфраструктуры Единой опорной сети;

не менее 70 млрд. рублей на ремонт и содержание пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации (все виды транспорта);

не менее 100 млрд. рублей - на морской транспорт (дноуглубление портов, а также содержание флота);

не менее 600 млрд. рублей - на внутренний водный транспорт (переход на 100-процентное нормативное содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений);

не менее 70 млрд. рублей - для содержания и ремонта аэропортовой инфраструктуры;

бюджетные субсидии в рамках реализации различных решений Правительства Российской Федерации в транспортной отрасли, которые потребуют дополнительного финансирования:

компенсации выпадающих доходов при установлении социальных тарифов транспортным организациям;

компенсации в рамках льготных условий лизинга;

субсидии авиаперевозчикам для расширения региональной маршрутной сети;

компенсации инфраструктурной платы за пригородные пассажирские компании.