Цифровизация транспортных средств

Необходимо стимулирование внедрения и использования компаниями и населением систем помощи водителю транспортного средства, включая средства индивидуальной мобильности (контроль усталости и состояния водителя транспортного средства, удержание в полосе, контроль и ограничение скорости движения, автоматическое торможение, круиз-контроль, автоматическая парковка, вызов экстренных служб, предупреждение водителей о других участниках движения). Усовершенствованные системы помощи водителю позволят повысить безопасность перевозок, а также сократить стоимость перевозок автомобильным транспортом.

Высокоавтоматизированный и беспилотный транспорт позволит повысить эффективность и безопасность грузовых и пассажирских перевозок, а также удовлетворенность конечных пользователей услуг, будет способствовать снижению себестоимости перевозок на 15 процентов и повышению пропускной способности инфраструктуры до 10 процентов.

Для реализации направления по внедрению высокоавтоматизированных и беспилотных транспортных средств предполагается доработка существующей нормативно-правовой базы, регулирующей их эксплуатацию на уровне Организации Объединенных Наций и ее рабочих органов, а также на уровне Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации.

Предполагается, что в рамках указанного направления будут сформированы стандарты и требования к эксплуатации высокоавтоматизированных и беспилотных транспортных средств, создана необходимая инфраструктура и приняты стимулирующие меры для их производства и использования. К 2024 году начнут внедряться автономные транспортные средства на пилотных участках Единой опорной сети, а к 2035 году будет обеспечено внедрение автономных транспортных средств на всех ключевых направлениях перевозок в рамках Единой опорной сети.

Развитие беспилотных автомобильных перевозок будет осуществляться в 2 направлениях:

внедрение автомобильных грузовых междугородних перевозок по ключевым магистралям. К 2024 году планируется запуск первых проектов беспилотных автомобильных грузовых перевозок на трассе М-11;

развитие грузовых и пассажирских городских перевозок в крупнейших агломерациях.

Развитие автономного железнодорожного транспорта будет осуществляться по следующим направлениям:

развитие железнодорожных станций, оснащенных инфраструктурой функционирования беспилотного транспорта;

внедрение технологии виртуальной сцепки, позволяющей сократить расстояние между поездами и повысить пропускную способность участка до 2025 года.

После 2025 года будет происходить дальнейшее развитие автономного движения (движение без помощника машиниста, движение без машиниста с удаленным контролем, полностью автоматическое движение).

В рамках развития автономного водного транспорта будут внедряться автономные суда в пассажирских и грузовых перевозках (с уровнем автономности 2 и выше).

В малонаселенных и труднодоступных районах будут внедряться беспилотные воздушные суда для осуществления почтовых и курьерских услуг.

В рамках логистических услуг будут развиваться следующие направления:

применение автономных транспортных средств и погрузчиков на терминалах всех видов транспорта;

внедрение роботизированной доставки колесными беспилотными устройствами.

В рамках мониторинга транспортных средств, внедрения предиктивной аналитики в целях технического обслуживания и ремонта предполагается установка технических средств для сбора и постоянного мониторинга состояния транспортных средств и отдельных узлов транспортных средств, при этом применяемые технические решения будут зависеть от вида транспортного средства и подвижного состава. Также будет обеспечено внедрение искусственного интеллекта для анализа данных, прогнозирования поломок и поддержки принятия решений о проведении упреждающих ремонтов, применение технологии искусственного интеллекта для прогнозирования затрат на обслуживание и ремонт транспортных средств, стимулирование внедрения предиктивных технологий в целях технического обслуживания и ремонта транспортных средств.

Реализация указанного направления позволит повысить надежность и сроки эксплуатации транспортных средств, будет способствовать снижению затрат на обслуживание и ремонт транспортных средств, увеличению средней скорости движения, а также позволит производителям транспортных средств получать массивы эксплуатационных данных для усовершенствования выпускаемых транспортных средств, узлов и агрегатов, создания новых перспективных образцов и моделей.

К 2024 году будут разработаны стандарты и типовое отечественное программное обеспечение для предиктивной аналитики в целях технического обслуживания и ремонта транспортных средств.