Системы обработки больших объемов данных и искусственный интеллект

Системы обработки больших объемов данных

и искусственный интеллект

В транспортной и смежных отраслях ключевое влияние на развитие отрасли окажет ряд новых и существующих технологических направлений.

Прогнозируется, что к 2025 году до 30 процентов данных будут собираться и анализироваться в реальном времени, а в транспорте - применяться для моделирования и оптимизации транспортных потоков, планирования развития транспортной и логистической инфраструктуры, оптимизации ремонтов и технического обслуживания за счет прогнозирования на основе интеллектуального анализа данных и событий.

К технологии распределенного реестра относится блокчейн, который в транспортной отрасли применяется для проведения взаиморасчетов между участниками транспортного рынка, например, на основе технологии смарт-контрактов.

Биометрические технологии позволяют повысить уровень сервиса для пассажиров, включая сокращение времени на предрейсовые процедуры, обеспечить необходимый уровень транспортной безопасности, сократить количество преступных и мошеннических действий, снизить простой транспортных средств.

В транспортной отрасли технологии виртуальной и дополненной реальности могут применяться в системах информационного моделирования проектов инфраструктуры (BIM) и создания цифровых двойников при подготовке и переподготовке кадров.

Интернет вещей предполагает обмен данными между различными устройствами, в транспортной отрасли применяется для создания сервисов интеллектуальных транспортных систем, вспомогательной инфраструктуры для автономных транспортных средств, а также для отслеживания передвижения транспортных средств и мониторинга их использования.

Компоненты робототехники и сенсорика применяются для внедрения автономного транспорта, а также для автоматизации и роботизации складских и портовых операционных процессов. Особое значение имеют беспилотные воздушные суда или дроны - летательные аппараты без пилота на борту, которые могут иметь разную степень автономности от управляемых дистанционно до полностью автоматических. В 2016 - 2020 годах мировой объем продаж гражданских беспилотных воздушных судов вырос с 2,5 до 7 млн. аппаратов в год соответственно.

В транспортной отрасли беспилотные воздушные суда применяются для доставки грузов и почты, в том числе в удаленные и труднодоступные районы, а также для администрирования складов, аэрофотосъемки, патрулирования территорий и прочих авиационных работ. Ведется разработка систем организации воздушного движения с целью интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство и выполнения регулярных полетов беспилотных воздушных судов совместно с пилотируемыми воздушными судами с обеспечением приемлемого уровня безопасности полетов.

Информационное моделирование зданий и сооружений (BIM-моделирование), или цифровые двойники позволяют проектировать строительство любого объекта инфраструктуры, а также управлять различными стадиями его жизненного цикла - проектированием, возведением, оснащением, эксплуатацией, ремонтом и сносом. Изменение одного параметра объекта позволяет в реальном времени отследить изменение других параметров как самого объекта, так и проекта его возведения (изменение чертежей, спецификаций, сроков и бюджета на реализацию проекта).

Технологии беспроводной связи, высокоскоростной интернет на базе технологий поколения 5G и выше помимо большей скорости передачи данных поддерживают подключение большего количества устройств к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а работа на высоких частотах обеспечивает бесперебойность связи. Обеспечение этого стандарта связи на объектах инфраструктуры необходимо для полноценного функционирования интернета вещей.

Дополнительно расширится применение существующих зрелых технологий, что будет включать следующие направления:

развитие цифровых каналов и платформ для взаимодействия с конечными потребителями и участниками рынка;

цифровизация взаимодействия между участниками рынка транспортных услуг и смежных отраслей, а также переход к безбумажному документообороту;

рост вычислительных мощностей и дальнейшее улучшение пользовательских характеристик мобильных устройств в качестве замены для стационарных;

рост вычислительных мощностей и повсеместная автоматизация процессов.