Механизмы привлечения внебюджетных инвестиций в рамках Стратегии предусматривают:
повышение информированности о проектах развития, которые предполагается реализовывать с привлечением внебюджетных инвестиций, и обеспечение прозрачной формализованной процедуры принятия решений по механизмам участия частных партнеров в проектах развития транспорта;
активное развитие различных форм привлечения внебюджетного финансирования, в том числе в формате государственно-частного партнерства, при реализации проектов развития в транспортной отрасли;
развитие механизмов поддержки проектов, направленных на опережающее развитие транспортного комплекса на региональном уровне.
Набор инструментов государственной поддержки формируется в зависимости от специфики конкретного проекта с учетом оптимального соотношения социально-экономических эффектов и бюджетных расходов, а также иных государственных обязательств по проекту. Такой подход, предполагающий совмещение различных механизмов, позволит минимизировать риски по проектам.
В рамках единой открытой базы проектов будут размещены сведения по механизмам привлечения внебюджетных средств, которые успешно используются в различных проектах развития транспорта.
Использование принципов государственно-частного партнерства приводит к взаимной ответственности частных инвесторов и государства, что позволяет обеспечить реализацию масштабных проектов развития транспорта, которая невозможна без объединения усилий различных сторон.
Предусматривается активное развитие государственно-частного партнерства и использование иных механизмов привлечения внебюджетных средств, что в рамках транспортных проектов позволит получить значительные мультипликативные социальные и экономические эффекты как на федеральном, так и на региональном уровнях. При реализации государственно-частного партнерства могут использоваться концессии для развития транспортной инфраструктуры с одновременным развитием прилегающей территории.
Принятие решения на условиях государственно-частного партнерства, а также с использованием иных механизмов привлечения внебюджетных средств осуществляется в первую очередь в части тех проектов, которые удовлетворяют следующим критериям:
реализация проекта вносит вклад в достижение целей и задач Стратегии;
в результате реализации проекта создаются социально-экономические эффекты, количественное значение которых выше, чем у представленных на рассмотрение и (или) текущих реализуемых проектов;
проект обладает финансовой устойчивостью, коммерческой и бюджетной эффективностью;
расходы бюджетной системы Российской Федерации в течение жизненного цикла проекта (на этапе создания (реконструкции) объекта транспортной инфраструктуры и его эксплуатации) в случае его реализации на принципах государственно-частного партнерства, а также при использовании иных механизмов привлечения внебюджетных средств ниже, в случае если проект будет реализован без использования механизма государственно-частного партнерства или иных механизмов привлечения внебюджетных средств.
Совместно с органами власти субъектов Российской Федерации будет развиваться механизм заключения трехстороннего соглашения о государственно-частном партнерстве с участием федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации и инвесторов.
В целях поддержки региональных проектов развития транспортной инфраструктуры при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматриваются средства на поддержку таких проектов путем формирования комплекса инструментов, позволяющих направить преимущественно возвратные средства на реализацию проектов, которые характеризуются высокими социально-экономическими эффектами.
Перечень указанных инструментов может включать бюджетные кредиты и облигации, капитальные гранты на окупаемые проекты с необходимостью обязательного софинансирования из средств регионального бюджета или внебюджетных источников, кредиты институтов развития и иные источники. В целях поддержки реализации региональных инвестиционных проектов может осуществляться реструктуризация действующего бюджетного долга субъектов Российской Федерации.
Для привлечения внебюджетных инвестиций в транспортные проекты предусматривается комплекс мероприятий, направленных на сокращение срока от идеи до начала строительства, обеспечение гибкого управления бюджетными средствами, оптимизацию длительности процедур принятия решений о финансировании и перераспределении бюджетных средств. Эти меры приведут к сокращению предварительной и строительной стадий проектов, улучшению их финансовых показателей, снижению рисков для инвесторов.
Развитие инструментов и форматов софинансирования транспортных проектов также позволит привлечь дополнительные внебюджетные средства. К таким инструментам относятся:
рассрочка бюджетного финансирования путем замещения бюджетных средств внебюджетными с гарантированной выплатой бюджетных обязательств в определенные годы;
различные виды облигационных займов;
использование средств Фонда национального благосостояния с низкой процентной ставкой (для возможности одновременной реализации множества проектов, эффективных как с коммерческой, так и социально-экономической точек зрения);
"фабрика" проектного финансирования государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" (предоставление заемщику средств на основании договоров синдицированного кредита (займа), то есть несколькими кредиторами, реализуемых с применением мер государственной поддержки и способствующих увеличению объемов кредитования организаций, реализующих инвестиционные проекты);
программы льготного лизинга и комбинированных финансовых инструментов акционерного общества "Государственная транспортная лизинговая компания";
долгосрочные банковские кредиты под государственные закупки (возможность использования не только бюджетных средств, но и банковских кредитов для финансирования работ и услуг, выполняемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд);
государственные гарантии для реализации проектов, включая обязательства по предоставлению капитального гранта и субсидий для перевозчиков и пассажиров на срок окупаемости проекта;
облигации специализированных обществ проектного финансирования (в том числе может предусматриваться субсидирование за счет средств федерального бюджета купонных выплат по облигациям, эмитированным для реализации проектов развития транспорта);
"вечные" (бессрочные) облигации (при условии обеспечения перспективного денежного потока заемщика, превосходящего размеры эмиссии);
"зеленые" инвестиции (использование различных инвестиционных средств для реализации проектов устойчивого развития транспорта, направленных на сокращение или приводящих к сокращению ущерба окружающей среде);
дополнительная плата (например, в форме инвестиционной надбавки к тарифу) для всех грузовладельцев как источник финансирования работ, за использование при перевозке вновь построенной или ранее реконструированной инфраструктуры в целях ликвидации дефицита пропускной способности;
совершенствование практики заключения контрактов жизненного цикла проектов транспортной инфраструктуры в целях повышения клиентоориентированности модели транспортного комплекса.
Для роста объемов внебюджетного финансирования, прежде всего железнодорожной и портовой инфраструктуры, необходимо создание регуляторных условий для заключения инвестиционных контрактов, содержащих положения о взаимной ответственности сторон по перевозке (перевалке) грузов. Одновременно с этим будет проработан вопрос окупаемости инвестиций владельца инфраструктуры, вложенных в развитие инфраструктуры, осуществляемой в интересах заявителя.
В долгосрочной перспективе имеется большой потенциал использования облигационных займов для финансирования инфраструктурных проектов. Дополнительными источниками могут стать расширение практики выпуска бессрочных облигаций и привлечение средств населения в облигационные займы инфраструктурных компаний.
Развитие данных механизмов предполагает внесение необходимых законодательных изменений, направленных на оптимизацию и упрощение процедур привлечения финансирования, а также снижение рисков инвесторов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей