Прогнозные объемы внешнеторговых грузовых перевозок в части портов Северо-Западного и Арктического бассейнов

Прогнозные объемы внешнеторговых грузовых перевозок в части

портов Северо-Западного и Арктического бассейнов

В 2019 году объем перевалки через порты Северо-Западного и Арктического бассейнов без учета сухопутных пунктов пропуска составил 361 млн. тонн грузов (здесь и далее по тексту при упоминании портов Северо-Западного бассейна приводятся суммарные показатели и данные для совокупности портов Северо-Западного и Арктического бассейнов). В перспективе до 2035 года объем перевалки увеличится до 498 млн. тонн, при этом ключевыми факторами, влияющими на изменение объема перевалки через порты Северо-Западного бассейна относительно 2019 года, будут являться:

нефть: снижение на 21 процент с 126 до 99 млн. тонн ввиду сокращения потребления в Европе;

нефтепродукты: незначительный рост на 3 процента с 72 до 74 млн. тонн за счет снижения потребления в Европе и опережающего роста поставок на Ближний Восток и в Африку;

уголь: рост на 19 процентов с 61 до 82 млн. тонн в зависимости от темпов снижения потребления угля в Европе и логистических издержек в случае переориентации потоков на другие направления (Китайская Народная Республика, Республика Индия), а также переориентации российских потоков из портов Прибалтики;

черные металлы: российские производители являются лидерами по себестоимости производства стального проката в Европе, и даже в рамках сценария ввода пошлин на диоксид углерода (CO2) в Европе и развязывания торговых войн ожидается рост на 50 процентов с 6 до 9 млн. тонн за счет ввода новых мощностей;

железорудное сырье: рост в 3 раза с 4 до 15 млн. тонн за счет высокой маржинальности производителей, роста добычи, сопоставимого с темпами увеличения выпуска стали, и переориентации российских потоков из портов Прибалтики;

удобрения: рост в 3 раза с 16 до 53 млн. тонн за счет низкой себестоимости производства, реализации производителями проектов по увеличению мощностей и переориентации российских потоков из портов Прибалтики;

лес: рост в 2 раза с 2 до 4 млн. тонн за счет переориентации объемов с сухопутных пунктов пропуска в порты из-за ограничения экспорта кругляка и увеличения глубины переработки;

зерно: рост в 7 раз с 1 до 7 млн. тонн благодаря переориентации экспортных объемов ближе к конечным потребителям в Северной Европе;

сжиженный природный газ: рост в 3,8 раза с 21 до 79 млн. тонн вследствие реализации заявленных арктических проектов и экспорта их продукции через северо-западное направление;

контейнеры и прочее: рост на 43 процента с 53 до 76 млн. тонн.