Цифровизация деятельности органов власти в области транспортной отрасли
В рамках направления по развитию государственных услуг для организаций и физических лиц в электронном виде предполагается:
расширение перечня государственных услуг в сфере транспорта во всех сервисах, доступных онлайн (как для физических, так и для юридических лиц), в том числе посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";
развитие цифровых навыков и повышение цифровой грамотности работников органов исполнительной власти в сфере транспорта;
обновление информационного, компьютерного и телекоммуникационного оборудования органов исполнительной власти (развитие вычислительных мощностей, повышение пропускной способности сетей связи, обеспечение информационной безопасности систем органов исполнительной власти);
привлечение к использованию (сбор обратной связи, колл-центры, приложения) цифровых государственных услуг всех пользователей транспортных услуг.
Реализация направления по созданию ситуационных центров и моделированию развития транспортной отрасли позволит повысить эффективность мониторинга состояния, планирования и развития транспортного комплекса и транспортно-логистических процессов.
В рамках направления предполагается:
создание федерального ситуационно-информационного центра федерального органа исполнительной власти в сфере транспорта (система управления в кризисных и чрезвычайных ситуациях на транспорте, сбор обращений граждан и оценка качества предоставления транспортных услуг);
создание аналогичных ситуационных центров в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, а также системы взаимодействия с федеральным ситуационно-информационным центром в режиме онлайн;
создание единой системы учета объектов транспортного комплекса - отраслевой системы управления данными с использованием единых стандартов данных и процессов, интеграция систем прогнозирования и моделирования транспортной отрасли, оперативного мониторинга транспортных потоков и состояния объектов транспортной инфраструктуры, внедрение инструмента оценки вклада транспортного комплекса в достижение национальных целей, а также инструмента управления транспортными потоками;
интеграция единого центра управления транспортным комплексом с национальной системой управления данными, предусматривающая обеспечение информационного взаимодействия интеллектуальных транспортных систем субъектов Российской Федерации с единым центром управления транспортным комплексом.
При создании цифровых платформ как базового условия для цифровой трансформации будет осуществляться интеграция с элементами инфраструктуры электронного правительства, в том числе единой системы межведомственного электронного взаимодействия, федеральной государственной информационной системы "Единая информационная система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
При создании и развитии цифровых платформ используется принцип безбумажного взаимодействия и широкого применения дистанционных технологий.
Государственная информационная система "Электронные перевозочные документы" будет обеспечивать возможность оформления всех перевозочных документов в электронном виде, снижения стоимости перевозок и увеличения скорости доставки грузов.
В рамках направления предполагается:
разработка форматов электронных перевозочных документов для всех видов транспорта и порядка обмена ими;
создание государственной информационной системы "Электронные перевозочные документы";
разработка форматов мультимодальных электронных перевозочных документов, включая интеграцию с системами перевозчиков на разных видах транспорта;
разработка форматов интероперабельности с международными электронными документами.
Доля перевозочных документов, оформленных в электронном виде, к 2035 году достигнет 100 процентов.
В рамках формирования инфраструктуры для обмена юридически значимыми данными между участниками перевозочного процесса и государством предполагается:
создание отраслевой платформы обмена стандартизированными данными, включая интеграцию с государственной информационной системой "Электронные перевозочные документы", обмен юридически значимыми данными между участниками перевозочного процесса и органами исполнительной власти, государственные и коммерческие сервисы, аналитические инструменты, а также подключение источников данных;
внедрение технологий смарт-контрактов на базе блокчейна (для возможности выполнения всех взаиморасчетов между участниками транспортного рынка на всех видах транспорта).
В рамках формирования системы отслеживания грузов и мониторинга грузоперевозок предполагается:
развитие систем отслеживания перевозок грузов с применением специализированных устройств, меток и иного оборудования;
обеспечение передачи данных о грузах с помощью интеллектуальных запорных устройств, меток и иного оборудования;
обеспечение прослеживаемости транзитных перевозок через территорию Российской Федерации с использованием электронных навигационных пломб;
формирование экосистемы "зеленых коридоров" - сквозной электронный документооборот, упрощенные таможенные процедуры и возможность использования электронных копий документов, содержащихся в электронных запорных устройствах (при необходимости).
В рамках формирования цифрового профиля пассажира предполагается:
разработка программной платформы - интеграция с транспортными системами (аэропорты, наземный междугородний транспорт, общественный транспорт), с сервисами бронирования билетов и программами лояльности;
интеграция данных государственной информационной системы физических лиц, данных сервиса "мобильность как услуга" (Mobility as a Service/MaaS) и данных перевозчиков, включая данные по льготам на проезд в общественном транспорте;
обеспечение интеграции цифрового профиля пассажира с федеральной государственной информационной системой "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (основной способ) и единой информационной системой персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации;
реализация пилотных проектов в аэропортах федерального значения и на общественном транспорте и их масштабирование.
В рамках формирования системы защищенных технологических сетей транспортного комплекса предполагается:
определение требований к защищенной технологической сети со стороны цифровых платформ и цифровых сервисов всех субъектов транспортного комплекса Российской Федерации;
формирование и утверждение концепции создания защищенной технологической сети транспортного комплекса Российской Федерации.
Создание защищенной цифровой сети транспортного комплекса включает:
создание магистральной оптоволоконной сети в субъектах Российской Федерации и на ее базе - защищенной сети мгновенного доступа к данным (по технологии SDN);
создание беспроводных сетей, обеспечивающих сбор и агрегацию данных (по технологиям 3G, 4G/LTE, 5G, Radio Ethernet, LPWAN);
создание защищенных узлов доступа для обеспечения безопасного соединения с информационными системами и цифровыми сервисами;
обеспечение вычислительными мощностями, необходимыми для полноценного функционирования цифровых платформ и цифровых сервисов транспортного комплекса Российской Федерации;
обеспечение технологических сетей физической защитой (защита от проникновения на объекты, порчи, врезки) и кибербезопасностью (межсетевой экран для контроля и фильтрации сетевого трафика, IPS - система предотвращения вторжений).
Цифровизация в сфере транспортной безопасности направлена на внедрение и совершенствование цифровых решений в области транспортной безопасности, способствующих повышению уровня защищенности транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, обеспечению безопасности населения при осуществлении транспортной деятельности, ее устойчивости, минимизации вреда здоровью и жизни граждан, а также ущерба имуществу и окружающей среде. Направление реализуется на всех видах транспорта.
В Российской Федерации создана единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности, в рамках которой реализуется информационная поддержка деятельности уполномоченных государственных и региональных органов власти, субъектов транспортной деятельности по обеспечению транспортной безопасности, в том числе по проведению мероприятий по категорированию объектов транспортной инфраструктуры, проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, подготовке и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности. Кроме того, система осуществляет формирование и ведение единых информационных ресурсов.
Внедрение цифровизации для целей транспортной безопасности подразумевает развитие единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности как единой среды совместной деятельности и производится по следующим направлениям:
развитие и модернизация единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности;
цифровизация государственных услуг и государственных функций в сфере транспортной безопасности;
ведение автоматизированных централизованных баз персональных данных пассажиров и персонала (экипажей) транспортных средств с использованием передовых технологий и международных стандартов в области сбора, использования, обработки и хранения данных;
создание системы интерактивного предварительного информирования о пассажирах;
обеспечение взаимодействия с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по согласованию возможности въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию и граждан Российской Федерации в третьи страны;
подключение системы к государственной системе обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации;
внедрение комплексных мер по обеспечению информационной безопасности данных, содержащихся в единой закрытой защищенной цифровой среде обеспечения транспортной безопасности, включая реализацию мероприятий по повышению импортонезависимости цифровой инфраструктуры.
Внедрение цифровизации в сфере транспортной безопасности поможет достичь следующих прогнозных результатов:
сокращение административных процедур в области обеспечения транспортной безопасности (относительно уровня 2019 года) на 30 процентов в 2024 году;
доля инцидентов, связанных с информационной безопасностью объектов критической информационной инфраструктуры, переданных в государственную систему обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, в общем объеме таких инцидентов составит 100 процентов в 2024 году.
В рамках направления по повышению уровня защищенности объектов транспортного комплекса от последствий компьютерных атак предполагается обеспечить:
в 2024 году - развитие и модернизацию единой закрытой защищенной цифровой среды обеспечения транспортной безопасности, а также внедрение национальной интерактивной системы предварительного информирования о пассажирах;
к 2030 году - перевод в цифровой вид государственных услуг и функций в области транспортной безопасности, создание условий для внедрения технологий искусственного интеллекта при реализации мероприятий в рамках единого контура обеспечения транспортной безопасности, осуществление внедрения технологий онлайн-мониторинга для повышения эффективности контроля состояния транспортной безопасности и обеспечения защищенности объектов транспортного комплекса, внедрение средств расширенной аналитики, системы обработки больших объемов данных для формирования показателей и индикаторов процессов транспортной деятельности в области транспортной безопасности;
к 2035 году - внедрение дополнительного функционала в области транспортной безопасности для интеграции цифровых инструментов идентификации пассажиров, а также внедрение интеллектуальных самоадаптивных систем выявления потенциальных угроз безопасности, оснащенных автоматизированными инструментами обработки и последующего необходимого реагирования на события безопасности.
В целях цифровизации в сфере транспортной безопасности необходима разработка методологической и нормативно-правовой основы для цифровизации государственных услуг и государственных функций в области транспортной безопасности и построения интерактивной системы предварительного информирования о пассажирах.
Развитие биометрических технологий позволит повысить удобство пассажиров за счет применения технологий биометрической идентификации, в том числе посредством единой биометрической системы, в целях ускорения прохождения предрейсовых процедур, оплаты проезда в общественном транспорте и повышения уровня эффективности мер по обеспечению транспортной безопасности.
В рамках указанного направления предполагается:
формирование нормативно-правовой базы и технических стандартов;
интеграция указанных технологий с единой информационной системой персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение, биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации, включая вопросы безопасности информационных технологий и сохранности личных данных, и интеграция с единой закрытой защищенной цифровой средой обеспечения безопасности;
развитие компетенций отечественных поставщиков биометрических решений;
оборудование объектов пассажирской транспортной инфраструктуры (аэропорты, автовокзалы, железнодорожные вокзалы, морские пассажирские терминалы, станции метрополитена) и транспортных средств, в том числе реализация пилотных проектов и их масштабирование;
интеграция биометрических данных иностранных граждан в единую биометрическую систему.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей