Основные направления развития транспортной инфраструктуры в Арктической зоне Российской Федерации

Основные направления развития транспортной инфраструктуры

в Арктической зоне Российской Федерации

Для развития судоходства на внутренних водных путях и в целях обеспечения транспортной доступности Арктической зоны Российской Федерации и Крайнего Севера необходимо развитие инфраструктуры внутреннего водного транспорта. Особенно важна ликвидация лимитирующих участков на внутренних водных путях для поддержания и увеличения объемов судоходства и перевозки грузов.

Для ликвидации лимитирующих участков на внутренних водных путях должны быть обеспечены необходимые судоходные условия на отдельных лимитирующих участках судовых ходов и подходах к портам (причалам) общего пользования во всех бассейнах Арктической зоны Российской Федерации внутренних водных путей (Енисейского, Ленского и Обь-Иртышского).

Существующий низкий уровень развития местных воздушных перевозок препятствует повышению связанности сети воздушного транспорта и увеличению транспортной подвижности жителей Арктической зоны Российской Федерации и Дальнего Востока. В ряде территорий Арктической зоны Российской Федерации и Дальнего Востока единственным круглогодично доступным видом транспорта является авиасообщение.

Авиационная подвижность населения удаленных и труднодоступных территорий на 40 процентов ниже среднероссийских значений - 0,58 поездки на одного жителя в год. Для сравнения, в странах, где также существуют проблемы транспортного обслуживания удаленных территорий, уровень авиационной подвижности жителей удаленных территорий в 5 - 8 раз выше (4,2 поездки в год на одного жителя удаленных территорий в Королевстве Норвегия, 3,3 поездки в год - в Австралии).

В целях устранения указанных проблем и дальнейшего развития аэродромной сети необходимо проведение реконструкции или капитального ремонта аэродромов (аэропортов) гражданской авиации, расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и (или) на территории Дальневосточного федерального округа, с приоритетной реализацией проектов на территориях, где отсутствует круглогодичное наземное транспортное сообщение.

Кроме того, к приоритетным направлениям развития региональных и местных воздушных перевозок относятся:

модернизация аэропортовой инфраструктуры Единой опорной сети (развитие и реконструкция инфраструктуры региональных аэропортов и аэродромов (в первую очередь в регионах Сибири и Дальнего Востока) для обеспечения стабильного развития сети межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, минующих г. Москву);

обеспечение возможности эксплуатации воздушных судов, эксплуатация которых планируется на территориях Арктической зоны Российской Федерации и Дальнего Востока, в условиях низких температур и посадок на грунтовые взлетно-посадочные полосы ограниченной протяженности.

Ключевым транспортным проектом Арктической зоны Российской Федерации станет Северный широтный ход, в рамках которого будет обеспечена прямая железнодорожная связь Ямала и Восточной Сибири с портами Северо-Запада, а также развитие судоходства на реках Сибири для обеспечения подхода к Северному широтному ходу. Основой грузовой базы Северного широтного хода будут являться жидкие углеводороды и газовый конденсат, грузы освоения и снабжения перспективных сырьевых арктических проектов.

Дальнейшим возможным расширением Северного широтного хода послужит проектирование потенциальных направлений в сторону г. Норильска для обеспечения транспортной связи и формирования железнодорожного узла между Транссибирской железнодорожной магистралью и Северным морским путем.

В части обеспечения железнодорожными подходами к морским портам в силу сложной арктической обстановки подобные работы первоочередны в отношении морского порта Сабетта в связи со сложившейся обеспеченной грузовой базой.

Развитие сети автомобильных дорог в Арктической зоне Российской Федерации повысит транспортную доступность как населенных пунктов, так и перспективных минерально-сырьевых центров, связав их с объектами узловой транспортной инфраструктуры, в том числе с экспортными портами, и ключевыми центрами потребления.

Перспективными проектами развития автодорожной инфраструктуры Арктической зоны Российской Федерации станут автомобильная дорога Нарьян-Мар - Усинск, межрегиональная автомобильная дорога Колыма - Омсучкан - Омолон - Анадырь, строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар.

Предполагается разработка схемы обеспечения транспортной доступности, в том числе планов по строительству и реконструкции автомобильных дорог местного значения для населенных пунктов Арктической зоны Российской Федерации, которые не имеют связи с сетью автомобильных дорог общего пользования.

Устранение ограничений пропускной способности морской портовой инфраструктуры в Арктическом бассейне по ключевым грузам - сжиженный природный газ, нефть и нефтепродукты, уголь, железорудное сырье. Одновременно с этим необходимо развитие мощностей по перевалке сжиженного природного газа в Северо-Западном и Дальневосточном бассейнах для оптимизации логистических издержек и снижения влияния таких издержек на конечную цену сжиженного природного газа и повышения тем самым конкурентоспособности на рынках Европы и Юго-Восточной Азии.

Развитие получит современная портовая инфраструктура на Северном морском пути, обеспечивающая увеличение периода навигации в акватории Северного морского пути до 8 месяцев к 2024 году и круглогодично - до 2030 года (обеспечение зондирования и навигационно-гидрографического сопровождения, обеспечение наличия аварийно-спасательных судов и создание опорной базы аварийно-спасательной готовности на Северном морском пути, строительство судов с соответствующим ледовым классом). При завершении реализации Стратегии будет прорабатываться возможность создания арктической транзитной контейнерной линии и национального оператора перевозок на Северном морском пути.

Динамичное наращивание группировки ледокольного флота, систем поиска, спасания и ликвидации аварийных разливов нефти, создания высокоширотной спутниковой группировки, гидрометеорологического обеспечения на территории всей Арктической зоны Российской Федерации (включая отечественные ледовые карты) в целях обеспечения круглогодичной навигации в акватории Северного морского пути.