Потенциал развития грузового транзита через территорию Российской Федерации
Российская Федерация обладает значительным транзитным потенциалом, являясь связующим звеном в международных транспортных коридорах "Восток - Запад" и "Север - Юг". Более того, существует потенциал развития транзитных перевозок через Северный морской путь.
Транзитный грузопоток через международный транспортный коридор "Восток - Запад" во многом определяется объемами торговли между странами Европейского союза и странами Азии, а именно Китайской Народной Республикой, Республикой Кореей и Японией.
В 2019 году суммарный объем торговли между Китайской Народной Республикой и Европейским союзом составил 11,7 млн. контейнеров в 20-футовом эквиваленте. Из них 8,7 млн. контейнеров направлялись из Китайской Народной Республики в Европейский союз и только 3 млн. контейнеров - из Европы в Китайскую Народную Республику. К 2035 году следует ожидать рост торговли между этими странами до 18 млн. контейнеров в 20-футовом эквиваленте с сохранением более 75 процентов объема отправок из Китайской Народной Республики.
Суммарный объем торговли между Республикой Кореей и Европейским союзом, а также между Японией и Европейским союзом составил 2,4 млн. контейнеров в 20-футовом эквиваленте с равным грузопотоком в обоих направлениях (45 процентов отправок шло из Европейского союза в Республику Корея и Японию). К 2035 году ожидается рост совокупного объема торговли до 3,4 млн. контейнеров в 20-футовом эквиваленте.
Таким образом, суммарный объем торговли между странами, тяготеющими к перевозкам через международный транспортный коридор "Восток - Запад" (Европейский союз, Китайская Народная Республика, Республика Корея и Япония), вырастет с 14,1 до 21,4 млн. контейнеров в 20-футовом эквиваленте, из которых 3 - 5 млн. тяготеют к перевозкам через Российскую Федерацию (товары с высокой стоимостью, товары в (из) северо-западные и центральные части Китайской Народной Республики, в (из) регионы Европы, отдаленные от моря).
С учетом улучшения характеристик транзитных сервисов, в частности достижения предсказуемости сроков доставки, обеспечения прозрачности ценообразования, обеспечения высокой осведомленности о продукте, возможностей его отслеживания, расшивки узких мест и повышения провозных и пропускных способностей на Восточном полигоне и при условии увеличения скорости доставки и формирования конкурентных тарифов объем контейнерных перевозок в транзитном направлении по территории Российской Федерации (всеми видами транспорта) может составить до 3,7 млн. контейнеров в 20-футовом эквиваленте.
Дополнительный объем может быть привлечен за счет Северного морского пути в случае обеспечения его круглогодичного использования и конкурентной по сравнению с Суэцким каналом стоимости перевозки. Для этого планируется строительство коммерческого флота судов-контейнеровозов с высоким ледовым классом, использующих в качестве топлива альтернативные виды топлива (сжиженный газ, реактор типа РИТМ 400 или водород). Проект находится на стадии предынвестиционного планирования и предполагает 2 фазы развития: пилотную (для апробации маршрута) и полномасштабную (решение о расширении мощностей планируется принимать после первого года пилотной эксплуатации). Пилотная фаза позволит обеспечить грузопоток транзитных грузов через Северный морской путь в объеме до 440 тыс. контейнеров в 20-футовом эквиваленте (5 млн. тонн).
Реализация транзитного потенциала через международный транспортный коридор "Восток - Запад" позволит создать дополнительный эффект для российской экономики от 220 до 650 млрд. рублей. Для достижения максимального эффекта необходимы увеличение доли российских компаний на рынке экспедиторских услуг и содействие переориентации части транзитных объемов на маршруты, в полной мере задействующие транзитный потенциал Российской Федерации.
Международный грузопоток по международному транспортному коридору "Север - Юг" определяется главным образом объемами транспортных связей между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой. При этом существует потенциал привлечения транзитных грузопотоков из стран Ближнего Востока, Республики Индии и Исламской Республики Пакистан в направлении стран Северной и Западной Европы. Также представляется перспективным развитие железнодорожных контейнерных сервисов между Российской Федерацией и Турецкой Республикой с использованием инфраструктуры международного транспортного коридора "Север - Юг". Суммарный объем торговли между странами, тяготеющими к международному транспортному коридору "Север - Юг", в 2019 году составил более 200 тыс. контейнеров в 20-футовом эквиваленте. На горизонте до 2035 года объем торговли вырастет до 400 тыс. контейнеров в 20-футовом эквиваленте, из которых 50 тысяч - товары с высокой добавленной стоимостью, которые в будущем могут доставляться транзитом через Российскую Федерацию. Основной потенциал связан с перевозками между Каспийским регионом и Европой судами смешанного (река-море) плавания, что позволяет сократить количество перевалок и, как следствие, общую стоимость логистики.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей