II. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий

7. При осуществлении государственного надзора проводятся следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий:

1) инспекционный визит;

2) рейдовый осмотр;

3) выездная проверка.

8. При осуществлении государственного надзора проводятся следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:

1) инспекционный визит;

2) рейдовый осмотр;

3) выездная проверка;

4) документарная проверка;

5) выборочный контроль.

9. В ходе проведения инспекционного визита могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр (за исключением жилых помещений в жилых домах);

2) опрос;

3) получение письменных объяснений;

4) инструментальное обследование;

5) истребование документов, которые в соответствии с требованиями пожарной безопасности должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора.

10. В ходе проведения рейдового осмотра и выездной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр (за исключением жилых помещений в жилых домах);

2) опрос;

3) получение письменных объяснений;

4) истребование документов;

5) отбор проб (образцов);

6) инструментальное обследование;

7) экспертиза.

11. В ходе проведения внеплановой документарной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) получение письменных объяснений;

2) истребование документов.

12. Предметом выборочного контроля является исключительно соблюдение контролируемыми лицами требований в отношении продукции, установленных техническими регламентами.

13. В ходе проведения выборочного контроля могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) получение письменных объяснений;

3) истребование документов;

4) отбор проб (образцов);

5) инструментальное обследование;

6) испытание;

7) экспертиза.

14. Результатом осуществления государственного надзора являются:

1) составление акта проверки;

2) принятие решений по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

15. Инспекторы при осуществлении государственного надзора в соответствии с пунктом 23 Положения имеют право:

1) проводить контрольные (надзорные) мероприятия на объектах защиты;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения сотрудника органов государственной охраны и заверенной в установленном порядке копии распоряжения (решения) главного государственного инспектора ФСО России по пожарному надзору или его заместителя о проведении контрольного (надзорного) мероприятия посещать (осматривать) объекты защиты;

3) совершать соответствующие контрольные (надзорные) действия при проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

4) привлекать к проведению контрольных (надзорных) мероприятий экспертные организации, экспертов и специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия, в том числе при применении технических средств, осуществлении отбора, удостоверения и представления на экспертизу образцов;

5) запрашивать, получать и знакомиться с документами, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия, а также требовать представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, и документов для копирования, фото- и видеосъемки;

6) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления документов и материалов, запрошенных при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, невозможности проведения опроса должностных лиц и (или) работников, ограничения доступа на объект защиты либо в его отдельные помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;

7) принимать решения при проведении и по результатам контрольных (надзорных) мероприятий;

8) рассматривать вопросы, связанные с исполнением решений при проведении и по результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий;

9) осуществлять профилактические мероприятия.

16. Главный государственный инспектор ФСО России по пожарному надзору и его заместитель пользуются правами, указанными в пункте 15 настоящего Порядка, а также принимают решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

17. Должностные лица, осуществляющие государственный надзор, в соответствии с пунктом 27 Положения обязаны:

1) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц;

2) своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, принимать меры по обеспечению исполнения решений по результатам контрольных (надзорных) мероприятий вплоть до подготовки предложений об обращении в суд с требованием о принудительном исполнении предписания об устранении нарушения обязательных требований (далее - предписание) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку), если такая мера предусмотрена законодательством;

3) проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения сотрудника органов государственной охраны, иных документов, предусмотренных федеральными законами;

4) не допускать при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проявления неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций;

5) не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей, а с согласия контролируемых лиц, их представителей присутствию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие с контролируемыми лицами) и осуществлять консультирование;

6) предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету государственного надзора;

7) знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;

8) знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;

9) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу;

10) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

11) соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий;

12) не требовать от контролируемых лиц представления документов и иных сведений, не предусмотренных законодательством Российской Федерации либо находящихся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.

18. Срок проведения плановой и внеплановой проверки при осуществлении государственного надзора не может превышать 10 рабочих дней.

19. Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании ежегодного плана проведения плановых проверок в органах государственной охраны (далее - план), утверждаемого директором Федеральной службы охраны Российской Федерации или его заместителем.

20. Основанием для включения плановой выездной проверки в план является истечение в году проведения контрольного (надзорного) мероприятия установленной периодичности с даты:

ввода объекта защиты в эксплуатацию;

окончания проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия.

21. Планирование проверок в отношении контролируемых лиц, занимающих отдельные помещения, группы помещений, этажей, отсеков, частей зданий, сооружений в пределах одного объекта защиты, осуществляется отдельно для каждого контролируемого лица. При этом период проведения проверки должен быть единым для всех контролируемых лиц, осуществляющих свою деятельность на данном объекте.

22. Плановая (внеплановая) проверка в отношении контролируемых лиц проводится на основании распоряжения (решения) главного государственного инспектора ФСО России по пожарному надзору или его заместителя.

23. О проведении плановой проверки контролируемые лица уведомляются не менее чем за 24 часа до ее начала.

24. Плановая проверка проводится по месту нахождения объекта защиты.

25. В случае представления в подразделение государственного пожарного надзора (главному государственному инспектору ФСО России по пожарному надзору) расчета по оценке пожарного риска в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии с пунктом 43 Положения проверяются:

1) соответствие исходных данных, а также параметров и характеристики объекта защиты, которые учитываются в расчете по оценке пожарного риска, фактическим данным, полученным в ходе его обследования;

2) соответствие требованиям, установленным Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2020 г. N 1084 <*>.

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 30, ст. 4940.

26. Основанием для проведения внеплановой проверки являются:

1) наличие у подразделения государственного пожарного надзора (главного государственного инспектора ФСО России по пожарному надзору) сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

2) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц;

3) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

4) истечение срока исполнения контролируемым лицом ранее выданного подразделением государственного пожарного надзора (главным государственным инспектором ФСО России по пожарному надзору) предписания.

27. Внеплановая проверка проводится в виде выездной проверки или документарной проверки.

О проведении внеплановой проверки контролируемые лица уведомляются не менее чем за 24 часа до ее начала.

28. При проведении документарной проверки с целью контроля за выполнением предписания по мотивированному запросу инспекторов контролируемые лица, в отношении которых ранее проводилась выездная проверка, в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса представляют в подразделение государственного пожарного надзора (главному государственному инспектору ФСО России по пожарному надзору) информацию о мерах, принятых в целях устранения выявленных нарушений обязательных требований, с приложением материалов, подтверждающих их устранение.

29. В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного (надзорного) органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения. Контролируемое лицо, представляющее в контрольный (надзорный) орган пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного (надзорного) органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, вправе дополнительно представить в контрольный (надзорный) орган документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 5 статьи 72 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

30. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления контрольным (надзорным) органом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в контрольный (надзорный) орган, а также период с момента направления контролируемому лицу информации контрольного (надзорного) органа о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного (надзорного) органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в контрольный (надзорный) орган <**>.

--------------------------------

<**> Пункт 7 статьи 72 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

31. В случае если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений инспекторы установят признаки нарушения обязательных требований, то по решению главного государственного инспектора ФСО России по пожарному надзору или его заместителя может быть проведена выездная проверка.

32. Результатом проведения контрольных (надзорных) мероприятий является составление акта проверки (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку) в двух экземплярах.

33. К акту проверки прилагаются:

1) протоколы отбора образцов продукции, проб (при наличии);

2) протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний, измерений, экспертиз, расследований) (при наличии);

3) объяснения лиц, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований (при наличии);

4) предписание (в случае выявления фактов нарушений обязательных требований);

5) рапорт на продление срока проведения проверки с решением (визой) главного государственного инспектора ФСО России по пожарному надзору или его заместителя в случае продления срока проведения проверки;

6) решение о приостановлении проверки в случае его вынесения.

34. Учет актов проверок ведется подразделением государственного пожарного надзора в Журнале учета проверок (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящему Порядку).

35. Акт проверки оформляется на проверявшийся объект защиты. В случае проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объекта защиты, на котором расположены различные контролируемые лица, занимающие отдельные помещения, группы помещений, этажей, отсеков, частей зданий, сооружений, акт проверки оформляется отдельно для каждого контролируемого лица.

Акту проверки присваивается такой же номер, который присвоен распоряжению (решению) о проведении проверки главного государственного инспектора ФСО России по пожарному надзору или его заместителя.

36. В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, измерений, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня завершения указанных исследований, испытаний, измерений, расследований и экспертиз.

37. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

38. В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований инспектор (инспекторы), проводивший (проводившие) контрольные (надзорные) мероприятия, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан (обязаны):

1) выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля;

2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

39. В случае если в ходе проведения внеплановой проверки с целью контроля за выполнением предписания выявлено невыполнение устранения в установленный в предписании срок нарушений обязательных требований, то выполняются следующие действия:

1) контролируемому лицу с учетом разграничения полномочий и ответственности за обеспечение соблюдения обязательных требований выдается новое предписание, в котором:

устанавливаются новые сроки устранения нарушений обязательных требований;

ранее выявленные нарушения, срок устранения которых не истек, переносятся из предписания, исполнение которого проверяется, при этом сохраняются ранее установленные и неистекшие сроки;

2) принимаются меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

40. Если в ходе проведения документарной проверки выявлены не устраненные контролируемым лицом к установленному сроку нарушения обязательных требований, то главный государственный инспектор ФСО России по пожарному надзору или его заместитель на основании рапорта инспектора (инспекторов), проводившего (проводивших) документарную проверку, принимает решение о проведении выездной внеплановой проверки. В случае принятия решения о проведении выездной внеплановой проверки по результатам документарной проверки новое предписание не выдается.

41. Инспектор в течение семи рабочих после дня окончания каждого контрольного (надзорного) мероприятия обязан доложить главному государственному инспектору ФСО России по пожарному надзору или его заместителю о результатах проверки. После ознакомления с документами, составленными при проведении проверки, главный государственный инспектор ФСО России по пожарному надзору или его заместитель проставляет визу на акте проверки, приобщаемом к материалам подразделения государственного пожарного надзора.

42. Регистрация и учет контрольных (надзорных) мероприятий осуществляются подразделением государственного пожарного надзора.