ФИНАНСЫ

Сформирован федеральный бюджет на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

Основные характеристики федерального бюджета на 2022 год определены исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 133 328 млрд рублей и уровня инфляции, не превышающего 4%.

(Федеральный закон от 06.12.2021 N 390-ФЗ)

Закреплены правовые основы казначейского сопровождения

БК РФ дополнен новой главой 24.4 "Казначейское сопровождение".

Казначейским сопровождением является проведение Казначейством России (финансовыми органами субъектов РФ (муниципальных образований)) операций с денежными средствами участников казначейского сопровождения, которыми признаются юридические лица, ИП и физические лица - производители товаров, работ, услуг, получающие бюджетные средства, использование которых осуществляется после подтверждения на соответствие условиям и (или) целям, установленным при предоставлении средств.

Казначейскому сопровождению подлежат средства, предоставляемые с целью исполнения обязательств по заключенным с участниками казначейского сопровождения:

- государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг;

- договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций, взносов в уставные (складочные) капиталы (вкладов в имущество) юридических лиц (их дочерних обществ), источником финансового обеспечения исполнения которых являются такие субсидии и бюджетные инвестиции;

- контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, источником финансового обеспечения исполнения обязательств по которым являются средства, предоставленные в рамках исполнения указанных выше государственных контрактов, договоров (соглашений).

Установлен перечень средств, не подлежащих казначейскому сопровождению.

По государственным контрактам, договорам (соглашениям), контрактам (договорам), определенным Правительством РФ, осуществляется расширенное казначейское сопровождение.

Постановлением Правительства РФ от 24.11.2021 N 2024 установлены правила казначейского сопровождения и правила расширенного казначейского сопровождения.

Установлен порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства участников казначейского сопровождения, порядок экономического обоснования затрат при осуществлении расширенного казначейского сопровождения средств, а также порядок ведения учета доходов, затрат, произведенных участниками казначейского сопровождения в целях достижения результатов, установленных при предоставлении целевых средств.

Санкционирование операций со средствами участников казначейского сопровождения осуществляется Казначейством России в установленном порядке. Также установлен порядок казначейского обслуживания операций со средствами участников казначейского сопровождения.

(Федеральный закон от 01.07.2021 N 244-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 24.11.2021 N 2024, от 27.11.2021 N 2065 и от 13.12.2021 N 2271; Приказ Казначейства России от 15.12.2021 N 40н; Приказы Минфина России от 10.12.2021 N 210н и от 17.12.2021 N 214н; Письмо Минфина России N 09-01-10/95678, Казначейства России N 07-04-05/05-29004 от 26.11.2021, Письмо Минфина России N 09-02-09/1648, Казначейства России N 07-04-05/04-479 от 14.01.2022, Письмо Минфина России N 09-02-10/1651, Казначейства России N 07-04-05/04-480 от 14.01.2022, Письмо Минфина России N 09-02-09/1646, Казначейства России N 07-04-05/04-477 от 14.01.2022, Письмо Минфина России N 09-02-09/40987, Казначейства России N 07-04-05/04-10812 от 29.04.2022, Письмо Минфина России N 09-02-09/65216, Казначейства России N 07-04-05/12-16709 от 07.07.2022, Письмо Минфина России от 30.12.2021 N 09-02-06/108295)

Установлен порядок казначейского обеспечения обязательств

Казначейское обеспечение обязательств является документом (не ценной бумагой), который выдается Казначейством России для подтверждения его обязанности обеспечить оплату обязательств получателя бюджетных средств в пределах необходимой суммы, возникающих при исполнении государственных (муниципальных) контрактов (за исключением государственных контрактов в рамках исполнения государственного оборонного заказа), иных договоров (соглашений), источником финансового обеспечения исполнения которых являются средства бюджета, в случаях, определенных федеральным законом о федеральном бюджете, а также в иных случаях, определенных БК РФ.

Казначейское обеспечение обязательств выдается на основании заявления получателя бюджетных средств.

Правила выдачи (перевода, отзыва) казначейского обеспечения обязательств и сроки проведения операций с казначейским обеспечением обязательств установлены Постановлением Правительства РФ от 25.12.2021 N 2479.

(Федеральный закон от 01.07.2021 N 244-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 25.12.2021 N 2479; Письмо Казначейства России от 28.12.2021 N 07-04-05/05-32566)

Своевременное предупреждение и предотвращение финансовых нарушений участников системы казначейских платежей осуществляется путем проведения бюджетного мониторинга

Казначейство России в ходе проведения бюджетного мониторинга при открытии участникам казначейского сопровождения лицевых счетов и осуществлении операций на указанных лицевых счетах проводит проверку наличия установленных оснований, а также наличия признаков, включенных в классификатор признаков финансовых нарушений участников казначейского сопровождения.

Установлены меры реагирования, которые Казначейство России вправе применить по результатам осуществления проверок в рамках проведения бюджетного мониторинга.

Правила проведения бюджетного мониторинга и применения мер реагирования в целях недопущения финансовых нарушений участниками казначейского сопровождения установлены Постановлением Правительства РФ от 25.12.2021 N 2483.

(Федеральный закон от 01.07.2021 N 244-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 25.12.2021 N 2483; Письмо Минфина России N 09-02-09/1648, Казначейства России N 07-04-05/04-479 от 14.01.2022 и Письмо Минфина России N 09-02-09/65216, Казначейства России N 07-04-05/12-16709 от 07.07.2022)

Взаимодействие Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена осуществляется в обновленном порядке

В частности, новый порядок также распространяется на лиц, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке, лиц, имеющих намерение оказывать профессиональные услуги на финансовом рынке, их ассоциации и союзы, а также на организации, намеревающиеся стать операторами платежных систем.

Указание Банка России от 19.12.2019 N 5361-У утрачивает силу.

(Указание Банка России от 05.10.2021 N 5969-У; Письмо Банка России от 16.12.2021 N 46-4-4/1848, Информационное письмо Банка России от 24.02.2022 N ИН-017-46/14)

Банк России вправе устанавливать для кредитных и микрофинансовых организаций максимально допустимую долю отдельных видов кредитов (займов), предоставляемых физическим лицам

Банк России на основании решения Совета директоров вправе устанавливать для кредитных и микрофинансовых организаций максимальную допустимую долю отдельных видов кредитов (займов), предоставляемых физическим лицам, и отдельных видов кредитов (займов), полученных в качестве прав (требований) к физическим лицам (макропруденциальный лимит).

Макропруденциальные лимиты могут быть дифференцированными для банков с универсальной лицензией, банков с базовой лицензией и микрофинансовых организаций (микрофинансовых компаний и микрокредитных компаний) в зависимости от числовых значений характеристик кредитов (займов).

Решение об установлении макропруденциальных лимитов принимается с учетом определяемых Банком России факторов риска увеличения долговой нагрузки заемщиков - физических лиц.

Указанные положения не применяются в отношении кредитов (займов):

- предоставленных в целях, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

- обязательства по которым обеспечены ипотекой или залогом транспортных средств.

(Федеральный закон от 06.12.2021 N 398-ФЗ)

Обновляются правила предоставления субсидий кредитным организациям и специализированным финансовым обществам в целях возмещения недополученных ими доходов по льготным кредитам, выданным в 2019 - 2024 годах субъектам МСП и плательщикам налога на профессиональный доход

Изменения внесены в Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 N 1764.

В частности, установлено, что кредитный договор (соглашение) на развитие предпринимательской деятельности должен выдаваться в размере до 10 млн рублей на срок до 3 лет по ставке, не превышающей значение, рассчитываемое как ключевая ставка Банка России, действующая на дату заключения кредитного договора (соглашения), увеличенная не более чем на 3,5 процента годовых, на период предоставления уполномоченному банку субсидии.

Установлены требования, которым должен соответствовать заемщик по кредитному договору (соглашению) на инвестиционные цели, кредитному договору (соглашению) на пополнение оборотных средств, кредитному договору (соглашению) на рефинансирование.

Расширены основания, при наличии которых предоставление субсидии не допускается, установлены порядок расчета размера субсидии и правила отбора российских кредитных организаций в качестве уполномоченных банков с целью предоставления субсидий.

В случае если по итогам года фактическое значение результатов предоставления субсидии составляет менее 90% плановых значений, уполномоченный банк обязан заплатить (не за счет средств субсидии) штраф в течение 30 дней со дня представления итогового годового отчета в установленном размере.

Внесены изменения в формы документов, применяемые для предоставления субсидий.

(Постановление Правительства РФ от 28.12.2021 N 2521)

Начиная с бюджетной сметы на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов применяются новые формы обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, применяемых при составлении и ведении бюджетных смет федеральных казенных учреждений

Приказ Минфина России от 20.06.2018 N 139н, которым утверждены ранее действующие аналогичные формы, утрачивает силу.

(Приказ Минфина России от 17.06.2021 N 87н)

Банк России принял решение с 1 января 2022 года использовать по операциям "валютный своп" ставки SOFR и ESTR

Указанные ставки будут использоваться вместо ставок LIBOR USD O/N и LIBOR EUR O/N, используемых для расчета котировок по сделкам "валютный своп" Банка России покупки-продажи долларов США и евро за рубли.

(Информационное сообщение Банка России от 29.04.2021, Информация Банка России от 29.04.2021)

С 1 января 2021 года применяется порядок проведения мониторинга достижения результатов предоставления субсидий из федерального бюджета, в том числе грантов в форме субсидий, производителям товаров, работ, услуг

Указанный порядок разработан для:

- обеспечения достижения результатов предоставления субсидии, а также своевременного принятия и исполнения обязательств, необходимых для достижения значений результатов предоставления субсидии;

- предупреждения и недопущения случаев образования неиспользованных остатков субсидий (лимитов бюджетных обязательств), или принятия (возникновения) бюджетных обязательств, превышающих лимиты.

Мониторинг проводится в отношении каждого события, отражающего срок завершения мероприятия по получению результата предоставления субсидии, в течение всего периода, установленного для достижения конечного значения результата предоставления субсидии.

Оценка достижения получателем субсидии значений результата предоставления субсидии осуществляется на основании отчета о реализации плана мероприятий, формируемого получателем субсидии.

Приведены рекомендуемые образцы необходимых документов.

(Приказ Минфина России от 29.09.2021 N 138н)