Вступают в силу многочисленные изменения в Трудовой кодекс РФ, направленные на предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости
Закреплено, что работодатель имеет право:
- требовать от работников исполнения ими требований охраны труда;
- проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование).
Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не применяющего выданные ему в установленном порядке СИЗ.
Уточняется, что на время прохождения медицинского осмотра и (или) обязательного психиатрического освидетельствования за работниками, обязанными проходить такие осмотр и (или) освидетельствование, сохраняются место работы (должность) и средний заработок по месту работы.
Расширяется понятийный аппарат в сфере охраны труда.
Закреплены основные принципы обеспечения безопасности труда.
Определены полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.
В целях содействия соблюдению правил по охране труда будут разрабатываться национальные стандарты безопасности труда.
Вводятся положения о государственной экспертизе условий труда и соответствии зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов и материалов государственным нормативным требованиям охраны труда.
Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.
Определены обязанности и права работодателя, обязанности и права работника в области охраны труда. Вводится запрет на работу в опасных условиях труда.
Закреплены гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, а также право работника на получение информации об условиях и охране труда.
Ряд положений касается системы управления охраной труда, под которой понимается комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.
Также вводится обязанность учета микротравм (ссадин, кровоподтеков, ушибов мягких тканей, поверхностных ран и других повреждений), полученных работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя.
В целях обеспечения работников СИЗ, а также смывающими средствами работодатели вправе использовать типовые нормы, изданные в установленном порядке до 1 марта 2022 года, но не позднее 31 декабря 2024 года.
(Федеральный закон от 02.07.2021 N 311-ФЗ; Распоряжение Правительства РФ от 04.12.2021 N 3455-р)
КонсультантПлюс: примечание.
Также см. аналитический обзор правовой информации:
Обзор: "Основные изменения в трудовом законодательстве в 2022 году".
Актуализировано примерное положение о системе управления охраной труда (СУОТ)
СУОТ разрабатывается в целях исключения и (или) минимизации профессиональных рисков в области охраны труда и управления указанными рисками (выявления опасностей, оценки уровней и снижения уровней профессиональных рисков), находящихся под управлением работодателя (руководителя организации), с учетом потребностей и ожиданий работников организации, а также других заинтересованных сторон.
Установленные СУОТ положения по безопасности, относящиеся к нахождению и перемещению по объектам работодателя, распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя, в том числе для представителей органов надзора и контроля и работников подрядных организаций, допущенных к выполнению работ и осуществлению иной деятельности на территории и объектах работодателя в соответствии с требованиями применяемых у работодателя нормативных правовых актов. Указанные положения по безопасности СУОТ доводятся до перечисленных лиц при проведении вводных инструктажей и посредством включения необходимых для соблюдения положений СУОТ в договоры на выполнение подрядных работ.
В случае регулярного (не реже одного раза в год) заключения договора подряда разрабатывается и утверждается распорядительным документом работодателя положение о допуске подрядных организаций к производству работ на территории работодателя, в котором будет указан необходимый перечень документов, представляемых перед допуском к работам и правила организации таких работ.
При определении состава соблюдаемых работодателем норм примерного положения и их полноты учитываются наличие у работодателя рабочих мест с вредными и/или опасными условиями труда, производственных процессов, содержащих опасности травмирования работников, а также результаты выявления (идентификации) опасностей и оценки уровней профессиональных рисков, связанных с этими опасностями.
В числе прочего приводятся примерный перечень опасностей и мер по управлению ими в рамках СУОТ и примерный перечень работ повышенной опасности, к которым предъявляются отдельные требования по организации работ и обучению работников.
Утрачивает силу аналогичный Приказ Минтруда России от 19.08.2016 N 438н.
(Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 776н)
Обновлены правила проведения государственной экспертизы условий труда
Государственная экспертиза условий труда теперь может осуществляться на основании обращений комиссий по расследованию несчастных случаев и заключений Минтруда России о рассмотрении несогласия с заключением экспертизы качества специальной оценки условий труда.
Объектом проведения государственной экспертизы условий труда является рабочее место (рабочие места). В случае, если заявителем является работник, то государственная экспертиза условий труда проводится только в отношении условий труда на его рабочем месте (рабочих местах).
Государственная экспертиза условий труда не проводится:
- при непредставлении заявителем в случае, если заявителем является организация, проводящая специальную оценку условий труда, копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям;
- при отсутствии (непредставлении) отчета и отсутствии сведений об отчете во ФГИС СОУТ. В этом случае руководитель органа государственной экспертизы вправе направить обращение в государственную инспекцию труда для принятия соответствующих мер;
- при указании в подаваемых документах ненадлежащей цели проведения государственной экспертизы, а также при обращении не ненадлежащих заявителей;
- при отсутствии сведений об отчете во ФГИС СОУТ ввиду ликвидации юридического лица или прекращения ИП своей деятельности;
- в случае непредставления судебным органом имеющихся у него материалов позволяющих обеспечить проведение государственной экспертизы условий труда в установленные сроки;
- в случае отсутствия в документах и материалах, прилагаемых к представлению государственной инспекции труда, представлению Роспотребнадзора или его территориальных органов акта проверки или иных документов по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, подтверждающих обоснованность изложенной в представлении информации.
- перечень документов, прилагаемых или являющихся частью отчета о результатах проведения специальной оценки условий труда;
- примерный перечень дополнительных документов, представляемых на государственную экспертизу условий труда, которые при необходимости дополнительно запрашиваются органом государственной экспертизы условий труда.
Утрачивает силу Приказ Минтруда России от 12.08.2014 N 549н.
(Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 775н)
Определены формы (способы) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда
К формам (способам) информирования с использованием визуальной/печатной информации отнесены:
- ознакомление работника при приеме на работу с условиями трудового договора, заключаемого с работодателем, в котором указываются трудовые права работника и информация об условиях труда;
- ознакомление работников с результатами специальной оценки условий труда на их рабочих местах;
- ознакомление с информацией о существующих профессиональных рисках и их уровнях;
- ознакомление работника с требованиями должностной инструкции, инструкций по охране труда (с визуализацией при необходимости опасных зон (участков) оборудования), перечнем выдаваемых на рабочем месте СИЗ, требованиями правил по охране труда и других локальных нормативных актов работодателя (такое ознакомление осуществляется под роспись работника, а при наличии у работодателя электронного документооборота ознакомление допускается осуществлять в электронной форме с учетом установленных для электронного документооборота требований);
- иные дополнительные формы (способы) в зависимости от финансовых возможностей работодателя.
Кроме того, в зависимости от своих финансовых возможностей работодатели могут применять формы (способы) информирования с использованием видеоматериалов и интернет-ресурсов.
(Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 773н)
Актуализировано примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда
Новое положение учитывает изменения, внесенные Федеральным законом от 02.07.2021 N 311-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
Утрачивает силу аналогичный Приказ Минтруда России от 24.06.2014 N 412н.
(Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 650н)
Обновлен примерный перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней
В частности, в перечень теперь включено проведение обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты.
Утрачивает силу аналогичный Приказ Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н.
(Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 771н)
Вводится примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица)
В перечень включены организационные мероприятия, технические мероприятия, мероприятия по обеспечению средствами индивидуальной защиты, а также лечебно-профилактические и санитарно-бытовые мероприятия.
(Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 656н)
Внесены изменения в перечень производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин
Конкретизированы работы, поименованные в пунктах 19 и 37 перечня, посредством указания конкретных профессий.
Одновременно из перечня исключены работы, выполняемые авиационным механиком (техником) по планеру и двигателям, авиационным механиком (техником) по приборам и электрооборудованию, авиационным механиком (техником) по радиооборудованию, авиационным техником (механиком) по парашютным и аварийно-спасательным средствам, авиационным техником по горюче-смазочным материалам, техником по крылу, инженером, занятыми непосредственно на техническом обслуживании самолетов (вертолетов).
(Приказ Минтруда России от 13.05.2021 N 313н)
Определены предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную
Утрачивает силу Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 06.02.1993 N 105 "О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную".
Одновременно указанное Постановление исключено из перечня актов, на которые не распространяется механизм "регуляторной гильотины".
(Постановление Правительства РФ от 28.01.2022 N 63; Приказ Минтруда России от 14.09.2021 N 629н)
Актуализированы форма и Порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, а также Порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
Изменения направлены на реализацию положений Федерального закона от 30.12.2020 N 503-ФЗ "О внесении изменений в статьи 8 и 11 Федерального закона "О специальной оценке условий труда", которым закреплен бессрочный статус декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в случае сохранения условий труда на соответствующем рабочем месте.
Таким образом, из сведений, включаемых в реестр, исключены сведения о сроке действия декларации.
Уточняется, что декларация подается работодателем в срок не позднее 30 рабочих дней со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в ФГИС СОУТ на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.
Утрачивает силу Приказ Минтруда России от 07.02.2014 N 80н.
(Приказ Минтруда России от 17.06.2021 N 406н)
КонсультантПлюс: примечание.
Перечень правил и инструкций по охране труда см. в Справочной информации.
Определены общие требования к организации безопасного рабочего места
Рабочее место, его оборудование и оснащение, применяемые в соответствии с особенностями выполняемых работ, должны обеспечивать сохранение жизни и здоровья занятых на нем работников при соблюдении ими положений применяемых у работодателя нормативных правовых актов по вопросам охраны труда.
На рабочем месте (в рабочей зоне) должны быть приняты меры по снижению до установленных предельно допустимых значений уровней воздействия (концентрации) вредных и (или) опасных производственных факторов на занятых на данном рабочем месте работников с учетом применения ими средств индивидуальной (коллективной) защиты.
Рабочее место (рабочая зона), его размеры, взаимное расположение органов управления, средств отображения информации, размещение вспомогательного оборудования и инструментов должны учитывать требования к выполняемой работе в соответствии с государственными требованиями охраны труда.
Приводятся требования к организации рабочего места и требования к безопасному содержанию рабочего места.
(Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 774н)
Вводятся в действие основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем
Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровней профессиональных рисков вправе устанавливать в правилах и инструкциях по охране труда дополнительные требования безопасности, не противоречащие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Утверждение правил (стандартов) и инструкций по охране труда для работников производится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии).
Перечень правил (стандартов) и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем, определяет работодатель в соответствии со спецификой своей деятельности. Правила (стандарты) по охране труда должны содержать требования по обеспечению безопасности труда и контролю при организации работ работодателем (уполномоченным им лицом). Инструкции по охране труда должны содержать требования по безопасному выполнению работ работником (исполнителем).
Правила (стандарты) и инструкции по охране труда должны поддерживаться в актуальном состоянии и соответствовать производственным процессам работодателя, организационным или структурным изменениям.
Приводятся требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда.
Внимание! Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 772н, утвердивший указанные требования, не применяется с 29 марта 2022 года до 1 января 2023 года.
(Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 772н)
Вводятся типовые формы документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда
(Приказ Минтруда России от 28.10.2021 N 765н)
Минтрудом России даны рекомендации по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда
Приводится примерный порядок размещения работодателем информационных материалов в зависимости от структуры и организации работы у конкретного работодателя, а также его финансовых возможностей.
На основании рекомендаций работодатели могут самостоятельно определять и осуществлять размещение информационных материалов с учетом форм (способов) информирования работников.
Работодатели могут размещать информационные материалы любыми перечисленными способами:
- тиражирование (распространение) печатной продукции и видеоматериалов по информированию работников;
- распространение материалов по информированию работников через кабинеты охраны труда или уголки по охране труда;
- размещение на внутреннем корпоративном веб-портале или веб-сайте работодателя (при наличии);
- рассылка по электронной почте/проведение онлайн-опросов;
- проведение телефонных интервью;
Работодатель может осуществлять указанные мероприятия либо по отдельности, либо одновременно, выбор конкретного мероприятия или состава мероприятий осуществляется работодателем самостоятельно.
Утрачивает силу Постановление Минтруда РФ от 17.01.2001 N 7 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда".
(Приказ Минтруда России от 17.12.2021 N 894)
Минтрудом России даны рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков
Рекомендации содержат критерии, которыми работодателю рекомендуется руководствоваться при выборе методов оценки уровней профессиональных рисков, краткое описание применяемых в РФ и зарубежной практике методов оценки уровней профессиональных рисков, процесс и этапы выбора метода оценки уровней профессиональных рисков, а также примеры оценочных средств.
Организации, осуществляющие оценку уровня профессиональных рисков (как сами работодатели, так и экспертные организации, выполняющие оценку на договорной основе), вправе использовать иные способы и методы, кроме указанных в рекомендациях.
Работодатель вправе разработать собственный метод оценки уровня профессиональных рисков, исходя из специфики своей деятельности.
(Приказ Минтруда России от 28.12.2021 N 926)
Минтрудом России даны рекомендации по учету микроповреждений (микротравм) работников
Учет микроповреждений (микротравм) работников рекомендуется осуществлять посредством сбора и регистрации информации о них.
Работодатель осуществляет учет самостоятельно исходя из специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучших практик, принятых на себя обязательств.
В целях учета и рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников, предупреждения производственного травматизма, работодателю рекомендуется, в частности:
- утвердить локальным нормативным актом порядок учета микроповреждений (микротравм) работников, с учетом особенностей организационной структуры, специфики, характера производственной деятельности;
- организовать рассмотрение обстоятельств, выявление причин, приводящих к микроповреждениям (микротравмам) работников, и фиксацию результатов рассмотрения в соответствующей справке или ином определенном работодателем документе;
- организовать регистрацию происшедших микроповреждений (микротравм) в специальном журнале или ином определенном работодателем документе.
(Приказ Минтруда России от 15.09.2021 N 632н)
С 1 марта 2022 года применяются новые рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда
Рекомендации разработаны в целях оказания помощи в реализации государственной политики в области охраны труда работодателями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и содержат положения об организации службы охраны труда, определении ее структуры и методике расчета нормативной численности работников службы охраны труда.
Рекомендации не распространяются на ИП, на работодателей, не осуществляющих производственную деятельность согласно уставным документам с численностью работников не более 50 человек, работодателей - субъектов малого предпринимательства и иных работодателей (организации, предприятия, учреждения), не осуществляющих производственную деятельность, предоставляющих социально-бытовые услуги без предоставления проживания, принявших решение о введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей деятельности, а также не применяются для расчета штатной численности работников испытательных лабораторий по условиям труда, врачей по производственной медицине, специалистов по промышленной, экологической и пожарной безопасности и иных специальностей.
Утрачивают силу Постановления Минтруда России от 08.02.2000 N 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации" и от 22.01.2001 N 10 "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях".
(Приказ Минтруда России от 31.01.2022 N 37)
Минтрудом России даны рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей для их эффективного выявления на рабочих местах
Выявленные опасности рекомендуется классифицировать:
- по видам профессиональной деятельности работников с учетом наличия вредных (опасных) производственных факторов;
- по причинам возникновения опасностей на рабочих местах (рабочих зонах), при выполнении работ, при нештатной (аварийной) ситуации;
- по опасным событиям вследствие воздействия опасности (профессиональные заболевания, травмы), приведенной в примерном перечне опасностей и мер по управлению ими в рамках СУОТ.
Приведенные способы классификации опасностей рекомендуется применять при идентификации опасностей в привязке к объектам исследования - видам работ, рабочим местам (рабочим зонам), по профессиям, структурным подразделениям и территории работодателя в целом, а также при описании выявленных опасностей. Приведены примерные классификации опасностей в зависимости от выбранного способа классификации.
(Приказ Минтруда России от 31.01.2022 N 36)
Срок нахождения Постановления Минтруда России N 1, Минобразования России N 29 от 13.01.2003 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" в перечне актов, на которые не распространяется механизм "регуляторной гильотины", продлен до 1 сентября 2022 года
(Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей