ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР)

Определены требования к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов, утверждению, применению, актуализации форм проверочных листов, а также случаи обязательного применения проверочных листов

Проверочные листы подлежат обязательному применению при осуществлении таких плановых мероприятий, как рейдовый осмотр и выездная проверка.

Формы проверочных листов утверждаются нормативными правовыми актами контрольных (надзорных) органов, государственных корпораций, публично-правовых компаний, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.

В случае осуществления вида контроля 2 и более контрольными (надзорными) органами формы проверочных листов утверждаются каждым контрольным (надзорным) органом, уполномоченным на осуществление вида контроля.

В обязательном порядке государственной корпорацией, публично-правовой компанией, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления должна быть предоставлена возможность направления предложений, поступающих в рамках общественного обсуждения, на электронную почту указанных контрольных (надзорных) органов.

Поданные в период общественного обсуждения предложения рассматриваются государственной корпорацией, публично-правовой компанией, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления. По каждому предложению такие органы формируют мотивированную позицию об их учете (в том числе частичном) или об их отклонении.

Результаты общественного обсуждения (включая перечень предложений и мотивированных заключений об их учете (в том числе частичном) или об их отклонении) размещаются на сайте контрольного (надзорного) органа.

Формы проверочных листов после дня их официального опубликования подлежат размещению на сайте контрольного (надзорного) органа и внесению в единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В случае обязательного применения проверочного листа контрольное (надзорное) мероприятие ограничивается оценкой соблюдения обязательных требований, в отношении которых в форме проверочного листа определен список вопросов, отражающих соблюдение или несоблюдение контролируемым лицом таких обязательных требований, если иное не предусмотрено решением контрольного (надзорного) органа об утверждении формы проверочного листа.

Контрольный (надзорный) орган вправе применять проверочные листы при проведении иных плановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольного (надзорного) мероприятия, основанием для проведения которого является истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований), а также контрольных (надзорных) мероприятий на основании программы проверок.

(Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 27.10.2021 N 1844; Письмо Минэкономразвития России от 21.10.2021 N Д24и-33301)

КонсультантПлюс: примечание.

Информацию о формах проверочных листов, утвержденных органами исполнительной власти РФ, см. в Справочной информации.

Урегулирован порядок проведения оценки результативности и эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов

Оценка результативности и эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов осуществляется по каждому виду контроля на основе системы показателей результативности и эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В систему показателей результативности и эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов входят:

- ключевые показатели видов контроля, отражающие уровень минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, уровень устранения риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности, по которым устанавливаются целевые (плановые) значения и достижение которых должен обеспечить соответствующий контрольный (надзорный) орган;

- индикативные показатели видов контроля, применяемые для мониторинга контрольной (надзорной) деятельности, ее анализа, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, и определения причин их возникновения, характеризующих соотношение между степенью устранения риска причинения вреда (ущерба) и объемом трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровень вмешательства в деятельность контролируемых лиц.

Не допускается установление ключевых показателей вида контроля, основанных на количестве проведенных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, количестве выявленных нарушений, количестве контролируемых лиц, привлеченных к ответственности, количестве и размере штрафов, наложенных на контролируемых лиц.

Контрольные (надзорные) органы ежегодно осуществляют подготовку доклада о виде контроля с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях видов контроля, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей.

На основании докладов о видах контроля ежегодно готовится сводный доклад о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в РФ, который размещается для всеобщего сведения на сайте Правительства РФ.

(Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ)

Установлен порядок формирования и ведения реестра заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований

Формирование и ведение реестра заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований (реестра заключений о соответствии) включают в себя сбор переданных независимыми органами инспекции документов и сведений о подтверждении соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, внесение в реестр заключений о соответствии таких документов и сведений, их хранение, систематизацию, актуализацию и изменение, а также защиту содержащейся в реестре информации.

Формирование и ведение реестра заключений о соответствии осуществляется Росаккредитацией.

Сведения о заключениях о соответствии (за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую, иную охраняемую законом тайну, и сведений, доступ к которым ограничен) размещаются в свободном доступе на сайте Росаккредитации.

(Приказ Росаккредитации от 12.11.2021 N 222)

Уточняются полномочия органов исполнительной власти и Госкорпорации "Роскосмос" по проведению выездных мероприятий в рамках лицензионного контроля посредством использования дистанционных средств контроля, средств фото-, аудио- и видеофиксации, видео-конференц-связи

Могут быть приняты решения о том, что с использованием указанных средств проводятся в отношении соискателей лицензии (лицензиатов) на осуществление лицензируемых видов деятельности, предусмотренных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", выездные оценки соответствия лицензионным требованиям (за исключением случаев, если положением о лицензировании конкретного вида деятельности уже предусмотрена возможность проведения оценки соответствия с применением средств дистанционного взаимодействия), а также выездные проверки.

(Постановление Правительства РФ от 14.12.2021 N 2284)

С 1 марта 2022 года ряд актов исключается из перечня актов, на которые не распространяется механизм "регуляторной гильотины"

Речь идет об актах, перечисленных в пункте 9 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467.

(Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467)