В составе ЕФС выделяются субъекты различных уровней.
Субъекты ЕФС федерального уровня:
Координатор ЕФС: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Государственный университет просвещения".
(в ред. распоряжения Минпросвещения России от 16.01.2024 N Р-8)
(см. текст в предыдущей редакции)
Координатор ЕФС осуществляет общую координацию работы ЕФС, формирует рекомендации по разработке механизмов (правовых, финансовых, организационных) обеспечения возможностей для непрерывного и планомерного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с учетом сетевой и иных форм реализации и обновления содержания программ ДПО, новых моделей повышения квалификации.
Координатор ЕФС обеспечивает взаимодействие с субъектами РС НМС.
Координатор ЕФС осуществляет координацию деятельности сети ЦНППМ, разрабатывает показатели эффективности их работы, оказывая методическую, организационную и содержательную поддержку, проводит мониторинг результатов их деятельности. Это позволяет обеспечить максимально быструю апробацию методических рекомендаций, инициатив и практик, предлагаемых координатором ЕФС к реализации в ЦНППМ.
В части создания единого пространства непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров координатор ЕФС разрабатывает подходы к обновлению системы подготовки будущих педагогов, повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров с учетом перспективных задач и потребностей системы образования, в том числе с учетом глобальной информатизации.
В целях развития ресурсного потенциала управленческих кадров для системы образования координатор ЕФС разрабатывает подходы к повышению квалификации руководителей (управленческих команд) образовательных организаций во взаимодействии с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.
Координатор ЕФС осуществляет организационное сопровождение деятельности региональных методических служб, определяет единые подходы к деятельности региональных методистов, обеспечивает методическим инструментарием деятельность регионального методического актива.
Методический центр создается с целью организационно-методического сопровождения деятельности сети региональных методических активов на базе координатора ЕФС.
Основными направлениями деятельности Методического центра являются:
выработка единых подходов к научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров и создание единой системы их адресного научно-методического сопровождения;
разработка типовых документов для организации методической работы;
разработка методических рекомендаций, составление методических кейсов по актуальным вопросам содержания общего образования;
формирование федерального банка успешных педагогических практик и их тиражирование в системе образования Российской Федерации;
проведение мониторингов, подготовка аналитических отчетов, ведение баз данных о методических службах;
разработка и реализация программ ДПО для региональных методистов и руководителей ЦНППМ на безвозмездной основе;
организация семинаров, мастер-классов, тренингов, педагогических мастерских, консультаций для региональных методистов, руководителей ЦНППМ;
разработка критериев и показателей эффективности деятельности региональных методистов;
проведение диагностики методических компетенций региональных методистов.
Научно-методические центры в рамках ЕФС осуществляют деятельность по приведенным ниже направлениям как самостоятельно, так и в формате взаимодействия с другими субъектами ЕФС:
проведение прикладных исследований образовательных систем по направлениям деятельности научно-методических центров;
разработка концептуальных положений и моделей опережающего профессионального развития педагогических работников;
разработка подходов к совершенствованию РС НМС с учетом специфики субъекта Российской Федерации;
разработка вариативных моделей непрерывного педагогического образования, включая среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование;
разработка моделей выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи;
разработка, апробация и внедрение комплексов диагностики профессиональных компетенций педагогических работников;
разработка и реализация (в том числе в сетевой форме) программ ДПО по направлениям деятельности научно-методических центров;
планирование научных, образовательных и просветительских мероприятий в целях обеспечения профориентационной деятельности со школьниками, осуществление взаимодействия с педагогическими работниками и управленческими кадрами общеобразовательных организаций;
обеспечение проведения экспертизы программ профессиональной переподготовки для включения в Федеральный реестр;
выявление инновационных педагогических и методических инициатив в теории и практике образования и их адаптация в практическую деятельность педагогических работников.
Субъекты ЕФС регионального уровня:
В состав РС НМС входят орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования; расположенные на территории субъекта Российской Федерации организации, имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам ДПО (организации дополнительного профессионального образования - институты развития образования, институты повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, профессиональные образовательные организации, реализующие образовательные программы по укрупненной группе специальностей подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки", образовательные организации высшего образования, реализующие образовательные программы по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки"); региональные учебно-методические объединения, методические советы, региональные профессиональные педагогические сообщества (ассоциации, клубы и т.д.), а также иные субъекты научно-методической деятельности на региональном уровне (при необходимости).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования:
утверждает комплекс мер ("дорожную карту) по созданию РС НМС;
обеспечивает условия (материально-технические, финансовые, кадровые и иные) для достижения показателей функционирования РС НМС;
осуществляет мониторинг эффективности функционирования РС НМС.
Организации дополнительного профессионального образования:
обеспечивают разработку и реализацию программ ДПО в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных профессиональных дефицитов педагогических и управленческих кадров, в том числе с последующим включением в Федеральный реестр;
организуют и проводят образовательные мероприятия для педагогических работников и управленческих кадров.
ЦНППМ выступают координаторами РС НМС.
ЦНППМ создаются в качестве структурных подразделений организаций дополнительного профессионального образования - институтов развития образования, институтов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования либо самостоятельных юридических лиц.
ЦНППМ призваны на региональном уровне обеспечить:
взаимодействие с координатором ЕФС, в том числе - работу на едином федеральном портале дополнительного профессионального образования;
координацию деятельности РС НМС;
организацию процесса выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
организацию разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
организацию разработки и внедрения различных форм адресной поддержки и сопровождения педагогических работников в возрасте до 35 лет и в первые три года работы;
организацию внедрения целевой модели наставничества педагогических работников;
организацию внедрения и тиражирования лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
координацию методической (научно-методической) деятельности общественно-профессиональных объединений;
организацию проведения стажировок педагогических работников и управленческих кадров;
организацию обучения педагогических работников и управленческих кадров субъекта Российской Федерации, в том числе по новейшим программам ДПО;
организацию вовлечения педагогических работников в экспертную деятельность;
адресную методическую поддержку, консультирование, сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами.
Комплексное сопровождение деятельности ЦНППМ осуществляется через координатора ЕФС, в том числе посредством обеспечения доступа ЦНППМ к единому федеральному порталу дополнительного профессионального образования ("личный кабинет" субъекта Российской Федерации).
Сотрудники ЦНППМ проходят обучение на базе координатора ЕФС.
В ЦНППМ из числа штатных сотрудников, а также лиц, привлекаемых по договорам гражданско-правового характера и на иных условиях сотрудничества, формируется региональный методический актив. Основу регионального методического актива составляют педагогические работники высшей квалификационной категории, имеющие высшее педагогическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.
В состав регионального методического актива включаются педагогические работники, осуществляющие педагогическую деятельность в образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы. В состав регионального методического актива могут войти руководители методических объединений, советов, ведущие и старшие эксперты предметных комиссий ОГЭ, ЕГЭ, тьюторы и наставники, лидеры профессиональных педагогических сообществ, педагогические работники, учащиеся которых демонстрируют стабильно высокие результаты.
Региональный методический актив осуществляет деятельность по методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров по следующим направлениям:
посткурсовое сопровождение программ ДПО;
реализация программ повышения квалификации на завершающих этапах (в практической части) при каскадной системе повышения квалификации;
тьюторское сопровождение программ ДПО, включенных в Федеральный реестр;
выявление профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
построение и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
организация взаимодействия, взаимопомощи и взаимообучения;
методическая помощь педагогическим работникам, осуществляющим педагогическую деятельность в школах с низкими образовательными результатами обучающихся;
оказание консультативной помощи и поддержки педагогическим работникам и управленческим кадрам.
Профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, реализующие образовательные программы по укрупненной группе специальностей (направлений) подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки", участвуют в разработке и реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров.
Региональные учебно-методические объединения участвуют в разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров.
Методические советы участвуют:
в подготовке и проведении мероприятий в рамках сопровождения непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.
Профессиональные педагогические сообщества (ассоциации, клубы и т.д.), включающие педагогических работников и управленческих кадров:
осуществляют методическую поддержку педагогических работников;
создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному самосовершенствованию;
реализуют программы наставничества педагогических работников.
Преемственность научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, реализуемого на различных уровнях, обеспечивается единством целей ЕФС. Такой подход позволяет более качественно осуществлять научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров и в целом региональных систем образования.
Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, муниципальные методические объединения (при наличии), муниципальные организации дополнительного профессионального образования (при наличии), муниципальные методические службы (при наличии) включаются в ЕФС в соответствии с приоритетными национальными задачами в области образования.
Механизмом взаимодействия и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, является трехстороннее соглашение между органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и организацией(-ями), на базе которой(-ых) создан(-ы) и функционирует(-ют) ЦНППМ.
На уровне образовательной организации методическое сопровождение педагогических работников осуществляют имеющиеся в образовательной организации методические структуры (методические объединения, кафедры, методические советы и т.п.), общественно-профессиональные объединения и т.д.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей