II. Методологические основания и ключевые итоги создания ЕФС

Актуальность создания ЕФС в 2020 - 2021 годах была обусловлена комплексом проблем, сложившихся в области научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.

К числу наиболее существенных проблем, зафиксированных на момент формирования ЕФС, отнесены:

отсутствие на территории Российской Федерации единого научно-методического пространства сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;

отсутствие единого подхода к организации деятельности методических служб на федеральном и региональном уровнях;

невыполнение методическими службами функций ресурсного обеспечения развития муниципальной системы образования; возложение на них организационных и координационных функций;

отсутствие научной составляющей методической поддержки педагогических работников и управленческих кадров и связи между научными исследованиями и реальной педагогической и управленческой практикой;

отсутствие принципа персонификации программ ДПО, механизмов формирования индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров с учетом специфики потребностей в профессиональном развитии и профессиональных дефицитов на разных этапах карьерного цикла педагогической профессии;

отсутствие в содержании программ ДПО ориентации на формирующиеся вызовы и задачи образования на федеральном уровне;

"сопротивление" педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций обновлению методов обучения и воспитания, несовершенная система мотивации к участию в инновационной деятельности в сфере образования;

отсутствие согласованной системы повышения квалификации управленческих кадров.

Целью создания ЕФС в 2020 - 2021 годах явилось формирование единого научно-методического пространства в сфере непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров, в том числе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, в соответствии с приоритетными задачами в сфере образования.

Методологической основой создания ЕФС выступили следующие подходы:

системный подход, отражающий связи между субъектами научно-методической деятельности и их функциональными связями;

личностно ориентированный подход, предполагающий ориентацию на личность педагогического работника, а также управленческих кадров как субъектов непрерывного профессионального развития;

ресурсный подход, обосновывающий связи между ресурсами субъектов научно-методической деятельности и индивидуальными образовательными маршрутами непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров.

Принципы создания ЕФС:

соответствие деятельности ЕФС приоритетным задачам в сфере образования;

активное сетевое взаимодействие между субъектами научно-методической деятельности, обеспечивающее синергетический эффект от объединения и использования ресурсов партнеров для разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

совместное планирование и принятие решений на федеральном и региональном уровнях, то есть постановка задач и их выполнение на основе составления единого плана работ, согласованного и эффективного использования имеющихся кадровых, инфраструктурных и финансовых ресурсов;

ориентация и оперативное реагирование на профессиональные дефициты и запросы педагогических работников и управленческих кадров в условиях быстрого развития общества и системы образования;

взаимная ответственность и доверие, то есть принятие решений между методическими службами на основе равноправия и взаимности выгод и обязательств;

координация и интеграция деятельности методических служб различных уровней.

Комплексная - методологическая, содержательная и организационная - трансформация системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, начатая с момента создания ЕФС, осуществлялась по трем ключевым направлениям:

формирование механизмов управления федеральной и региональной инфраструктурами научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;

актуализация содержания, форм и методов непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;

развитие кадрового потенциала системы дополнительного профессионального образования;

создание цифровой экосистемы дополнительного профессионального образования.

Комплекс первоочередных мероприятий в рамках указанных направлений позволил достичь следующих наиболее значимых результатов на этапе институционального и функционального оформления ЕФС:

на территории Российской Федерации формируется единое научно-методическое пространство сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, состоящее из субъектов научно-методической деятельности федерального, регионального, муниципального уровней и уровня образовательной организации;

на территории Российской Федерации формируется сеть научно-методических центров, осуществляющих на системной и регулярной основах интеграцию результатов научных исследований в реальную педагогическую практику;

на территории субъектов Российской Федерации актами органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования, созданы региональные сегменты ЕФС;

на территории субъектов Российской Федерации сформирована сеть ЦНППМ, осуществляющих координацию деятельности и комплексное организационно-методическое сопровождение субъектов РС НМС и взаимодействие с координатором ЕФС;

на территории субъектов Российской Федерации формируется сеть региональных методических активов, осуществляющих адресное методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров, в том числе - в формате индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства;

сформирован и непрерывно пополняется Федеральный реестр, аккумулирующий программы ДПО, разработанные с учетом единого подхода к управлению качеством дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров;

разработан и реализован (в том числе - в форме стажировок, по каскадной модели реализации программ ДПО т.д.) комплекс адресных программ ДПО для педагогических работников и управленческих кадров (включая управленческие команды) по ведущим тематикам и флагманским направлениям развития государственной образовательной политики, например: проект "Школа Министерства просвещения России", внедрение обновленных ФГОС, развитие функциональной грамотности, цифровизация образования, совершенствование предметных и методических компетенций, актуальные вопросы деятельности классных руководителей, педагогическое наставничество и т.д.;

организована и проводится диагностика предметных и методических компетенций педагогических работников;

создана автоматизированная информационная система ЕФС, аккумулирующая широкий спектр цифровых инструментов, ресурсов и онлайн-курсов и включающая в себя цифровую экосистему ДПО - единую образовательную платформу в области дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров - и Федеральный реестр.

Таким образом, предшествующий этап формирования ЕФС свидетельствует о создании системы условий, необходимых для эффективного адресного сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии их профессионального мастерства.