2. Критерии экспертизы учебника
Общая экспертная оценка по критерию в соответствии с абзацем пятым пункта 31 Порядка |
|||
Принадлежность учебника к совокупности учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне образования (за исключением специального учебника). |
|||
Соответствие наименования учебника наименованию учебного предмета или предметной области соответствующего федерального государственного образовательного стандарта. |
|||
Обеспечение соответствия содержания учебника требованиям федерального государственного образовательного стандарта по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов, содержанию примерных основных образовательных программ. |
|||
Правильность отображения Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также наименований географических объектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства в области наименований географических объектов, а также политического устройства мира: названий государств и территорий, их столиц и центров, достоверности отображения государственных границ иностранных государств на картографическом материале, представленном в учебнике (при проведении экспертизы учебников, содержащих картографический материал). |
|||
Отсутствие в учебнике ошибок, в том числе грамматических, орфографических, пунктуационных, речевых, опечаток (в том числе применительно к иллюстративному материалу, комментариям, примечаниям). |
|||
Соответствие текста учебника нормам речи и правилам речевого этикета языка, на котором издан учебник, а также отсутствие в учебнике ненормативной лексики. |
|||
Соответствие иллюстративного материала, содержащегося в учебнике, целям достижения образовательных результатов по программам соответствующего уровня и направленности; |
|||
Отсутствие в учебнике сведений (информации), противоречащих (противоречащей) Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации и (или) оправдывающих (оправдывающей) противоправное поведение. |
|||
Отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных (направленной) на формирование неуважительного отношения к Российской Федерации, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, народам, проживающим в Российской Федерации, конфессиям, социальным группам. |
|||
Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих (побуждающей) детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью и жизни (самоубийству). |
|||
Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к употреблению наркотических, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табака, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических. |
|||
Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к асоциальному поведению и (или) образу жизни, в том числе азартным играм, попрошайничеству, бродяжничеству, проституции. |
|||
Отсутствие в учебнике сведений (информации), обосновывающих (обосновывающей) или оправдывающих (оправдывающей) допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающих (побуждающей) осуществить насильственные действия по отношению к людям или животным. |
|||
Отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных (направленной) на поддержку и (или) оправдание экстремизма и терроризма, в том числе ссылок на информационные материалы, содержащиеся в федеральном списке экстремистских материалов и (или) на доменные имена, указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". |
|||
Отсутствие в учебнике информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи. |
|||
Полнота представления в содержании учебника научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету. |
|||
Использование в содержании учебника понятийного (терминологического) аппарата, соответствующего предметной области научного знания. |
|||
Отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебника недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов, в том числе о событиях и участниках Второй мировой войны. |
|||
Отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебника фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию используемых для аргументации, иллюстрации или объяснения научных идей, гипотез или теорий. |
|||
Наличие в учебнике сведений о передовых достижениях современной науки, техники и технологий, в том числе полученных и разработанных в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 (при условии применимости). |
|||
Отражение в учебнике вклада российских деятелей науки, культуры, а также выдающихся изобретателей и инженеров России в развитие научных знаний, культуры и технологического развития (при условии применимости). |
|||
Направленность содержания учебника на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, поддержания общественной безопасности, свободы и ответственности. |
|||
Структурированность, логичность и последовательность содержания учебника в изложении предметного материала. |
|||
Проработанность методического аппарата учебника в части реализации системно-деятельностного подхода в обучении предмету, развития мотивации к учению, интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся. |
|||
Проработанность методического аппарата учебника в части обеспечения овладения обучающимися приемами отбора, анализа, синтеза информации на определенную тему. |
|||
Проработанность методического аппарата учебника в части формирования навыков смыслового чтения, самостоятельной учебной деятельности, применения полученных знаний в практической деятельности. |
|||
Проработанность методического аппарата учебника в части формирования критического мышления, развития аргументированного представления точки зрения. |
|||
Обеспечение возможности использования учебника в групповой деятельности обучающихся, поддержке коммуникации между участниками образовательных отношений. |
|||
Разнообразие видов текстовой информации, иллюстраций, материалов, представленных в графическом и табличном виде в содержании учебника. |
|||
Изложение материалов учебника с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития обучающихся. |
|||
Изложение материалов учебника с учетом особенностей и направленности образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (для учебников, обеспечивающих реализацию образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования) (для заполнения начиная с 1 сентября 2023 года). |
|||
Соответствие формы подачи материала учебника примерным адаптированным основным образовательным программам (для специальных учебников). |
|||
Соответствие примера рабочей программы по учебному предмету, содержащегося в методическом пособии для учителя, примерной основной образовательной программе и примерной рабочей программе по учебному предмету (при наличии). |
|||
Отсутствие в учебнике заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике, за исключением электронной формы учебника. |
|||
Наличие в тексте учебника ссылок на дополнительные источники информации по предмету, ориентирующие обучающихся использовать достоверные и актуальные источники информации. Соответствие информации, приведенной в методическом пособии для учителя содержанию соответствующего учебника. |
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей