Введение

В последние десятилетия во всем мире наблюдается тенденция к росту числа самоубийств. Всемирная организация здравоохранения отмечает, что по этой причине в наши дни погибло людей больше, чем во всех вместе взятых конфликтах, при этом суицид является третьей по значимости ведущей причиной смертности у лиц в возрастной группе от 10 до 19 лет.

Современный человек иногда не в состоянии найти позитивный смысл своей жизни из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации новых, недостатка культуры мировоззренческой рефлексии как условия поиска уникального смысла своим неповторимым путем. Мир высоких технологий, порождающий большое количество неудовлетворенных потребностей, а также ряд неустойчивых психических состояний вносит деструктивное начало в жизнь современного человека, в том числе ребенка.

Считается, что к самоубийству приводит целый комплекс взаимодействующих биологических, генетических, психологических, социологических, культурных факторов в совокупности с факторами окружающей среды. Наиболее восприимчивым к влияниям подобного рода является подростковый возраст, когда ребенок проходит в своем развитии огромный путь, обретает чувство личности. Возраст подростка является периодом особой концентрации конфликтов, которые зачастую приводят к поведенческим отклонениям, в том числе суициду.

Каждая смерть ребенка - это трагедия уже потому, что его страх перед жизнью побеждает страх смерти. Но, несмотря на то, что единых общепринятых установленных методов работы с суицидальной и потенциально суицидальной личностью не существует, исследователи проблем формирования суицидального поведения отмечают: почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе дает понять окружающим о своем намерении. Иногда это едва уловимые намеки, часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Следовательно, самоубийства можно предотвращать!

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. N 2098-р утвержден комплекс мер до 2020 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних (далее - Комплекс мер). Он состоит из 20 мероприятий и объединяет в качестве исполнителей Минздрав России, Минпросвещения России, МВД России, Минтруд России, Следственный комитет Российской Федерации, Росмолодежь, ФСИН России, Минкультуры России, Роскомнадзор, Роспотребнадзор, Росстат, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, тем самым демонстрируя, что в основе предупреждения самоубийств лежит межведомственное взаимодействие. Ни один отдельно взятый подход не может оказать достаточного влияния на такую сложную проблему, как суицид, а максимальная эффективность деятельности по профилактике самоубийств может быть достигнута при условии синергичной, взаимодополняющей работы органов власти и различных структур, ведомств, организаций: образовательных, медицинских, правоохранительных, социальных и иных.

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 15 Комплекса мер и направлены на обеспечение единых подходов при разработке региональных межведомственных программ по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних в субъектах Российской Федерации, предлагают перечень ключевых мероприятий, целевых показателей и критерии результативности реализации межведомственных региональных программ, а также содержат примерный шаблон паспорта программы (приложение N 1).

При подготовке материалов учтены положения методических рекомендаций "Суицидальное поведение несовершеннолетних (профилактические аспекты)", разработанных ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского" Министерства здравоохранения Российской Федерации, "Разработка и оценка региональных комплексов мер (программ, планов мероприятий) в сфере профилактики суицида среди несовершеннолетних", подготовленных ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей" по заказу Минпросвещения России, а также предложения, поступившие от Роспотребнадзора, Минцифры России.