1. Факторы риска формирования суицидального поведения и их оценка
Среди факторов и причин детского и подросткового суицида можно выделить биологические, психологические и социально-средовые.
Важно отметить, что суицидальное поведение многогранно. Обычно для объяснения мотивов самоубийства недостаточно какой-либо одной причины или стресс-фактора. Чаще всего параллельно действуют несколько факторов риска, которые в совокупности повышают уязвимость человека в отношении суицидального поведения. При этом присутствие факторов риска не всегда влечет за собой суицидальные действия; к примеру, не каждый, кто страдает от психического расстройства, умирает в результате самоубийства.
К числу биологических факторов относятся устанавливаемые медицинскими работниками серотонинергическая, норадренергическая, дофаминергическая дисфункция, гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая гиперактивность. К указанной группе факторов можно также отнести клинические факторы: депрессивные, тревожные симптомы, усугубляющиеся отсутствием психиатрической помощи в первые три месяца психического расстройства; формирующиеся расстройства личности, шизофрения; злоупотребление психоактивными веществами (часто как средство самолечения); хронические соматические заболевания (особенно с ограничением повседневного функционирования и хроническим болевым синдромом); попытки самоубийства в последние полгода; семейная история самоубийств.
Психологические факторы формирования суицидального поведения у детей и подростков многочисленны:
неблагоприятная семейная обстановка (отсутствие любви, наличие безразличия, жестокости, насилия (физического, психологического, сексуального) или, напротив, отношение к ребенку как кумиру семьи; развод родителей);
отсутствие психологической безопасности образовательной среды (неспособность справиться с трудностями учебной программы; адаптация к учебному процессу; повышенная напряженность в экзаменационный период; конфликты с друзьями или педагогами; буллинг);
индивидуальные психологические особенности (трудно протекающий пубертат, чувство неполноценности, заниженная самооценка; прессинг успеха (страх не оправдать надежды взрослых); слишком высокие собственные притязания на успех; крушение романтических отношений, неразделенная любовь; беременность; проблемы с правоохранительными органами; подражание своим сверстникам и кумирам, совершившим суицид).
Социально-средовые факторы - это стрессовые события, определенные социальные характеристики, доступность средств суицида. Риск самоубийств повышают вынужденная миграция, факты дискриминации социальных групп (лица, освободившиеся из заключения или содержащиеся под стражей, и члены их семей; лица, которые идентифицируют себя с представителями нетрадиционной сексуальной ориентации; беженцы).
Немаловажным риском суицида является стигма в отношении обращения за помощью, все еще существующая в обществе. Продолжают подвергаться стигматизации те, кто стремится получить помощь в связи с суицидальным поведением, нарушениями психического здоровья, злоупотреблением психоактивными веществами либо иными эмоциональными стресс-факторами, что может быть существенным препятствием к получению необходимой помощи.
Стигма мешает друзьям и членам семьи уязвимого человека оказать ему нужную поддержку, а иногда даже признать наличие тревожной ситуации, играет важнейшую роль в неприятии перемен и нежелании предпринимать меры по предупреждению самоубийств.
Часто роковую роль в самоубийстве несовершеннолетних играет безответственное освещение самоубийств в средствах массовой информации (далее - СМИ) и социальных сетях, где суициду могут придать сенсационную, гламурную или романтическую окраску, увеличивая риск того, что у самоубийц найдутся подражатели среди уязвимых людей. Важно, чтобы представители СМИ сознавали свою ответственность при необоснованно подробном освещении самоубийства известных людей, сообщениях о необычных способах самоубийства или о серии самоубийств, а также оправдании самоубийств, характеризуя их как допустимую реакцию на кризис или несчастье.
Доступ к средствам совершения самоубийства - один из важнейших факторов риска. Прямая доступность или близость таких средств повышает риск самоубийства.
Для максимально успешного предупреждения самоубийств важно учитывать не только общие факторы риска формирования суицидального поведения, но и идентифицировать актуальные для конкретного региона территории:
тип территории, населенных пунктов и застройки,
наличие химических производств или предприятий сельского хозяйства (где есть свободный доступ к токсическим веществам),
этнический состав населения, миграционные процессы и культуральные особенности,
структура занятости населения и уровень социально-экономического благополучия,
особенности социализации детей и подростков: возможности организации досуга, условия для разностороннего развития и дальнейшего трудоустройства,
общей уровень криминогенности,
тенденции в демографии и здоровье населения,
профилактические ресурсы территории.
С целью определения значимых факторов суицидального поведения в регионе для разработки программы профилактики суицидального поведения у несовершеннолетних рекомендуется регулярно проводить комплексный сбор и анализ информации, который может включать в себя:
анализ статистики (медицинской и правоохранительной документации) завершенных и незавершенных суицидов, случаев самоповреждения по широкому кругу показателей: количество, обстоятельства, способы, причины и иное;
проведение социологических опросов, посвященных рискованному поведению;
обобщенный (не персонифицированный) анализ результатов психологического тестирования в регионе, муниципальном образовании по шкалам, связанным с суицидальным поведением (риска саморазрушающего поведения, уровня депрессии, злоупотребления психоактивными веществами, оценки уровня тревожности, определения акцентуаций и расстройств личности, риска социальной дезадаптации и иным), в том числе социально-психологического тестирования;
проведение экспертных интервью среди специалистов, работающих с несовершеннолетними, проявляющими суицидальное поведение;
анализ публикаций и репортажей в СМИ, в том числе в сети Интернет и социальных сетях, так или иначе затрагивающих проблему самоубийств.
Регулярное проведение подобных исследовательских мероприятий может быть частью мониторинга оценки психологического благополучия населения в целом и обучающихся, в том числе состоящих в "группе риска" - в частности.
Раздел типовой межведомственной программы по вопросам профилактики суицидального поведения у несовершеннолетних, посвященный актуальным факторам суицидального поведения, таким образом, освещает следующие вопросы:
распространенность и характер суицидального поведения детей и подростков в субъекте Российской Федерации;
общие и специфические факторы суицидального риска;
описание основных групп риска суицидального поведения в субъекте Российской Федерации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей