Проблемами текущего состояния отрасли экологии и природопользования, решаемых при цифровизации, являются:
ориентированность на сбор и оборот информации на бумажных носителях и в нестандартизированных цифровых форматах;
документоцентричная система управления, многозвеньевая вертикаль, сложная система распределения полномочий и ответственности;
широкое использование бумажных носителей информации в рамках оказания государственных услуг;
отсутствие единых прозрачных бизнес-процессов осуществления функций органами государственной власти;
низкая информированность граждан в части мониторинга состояния окружающей среды и принимаемых органами исполнительной власти мер по снижению негативного воздействия;
высокая трудоемкость и низкая оперативность получения актуальной информации о состоянии природных ресурсов;
отсутствие единых стандартов сбора цифровой информации и обмена ее в рамках отрасли;
отсутствие механизмов развития и внедрения в производство российского отраслевого программного обеспечения и информационных технологий сбора, обработки и анализа информации о природных ресурсах;
отсутствие единых платформенных решений;
отсутствие единого стандарта ведения географических информационных систем;
отсутствие широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на туристически привлекательных особо охраняемых природных территориях;
отсутствие единой технической политики и стратегии реализации цифровой трансформации органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в сфере экологии, недропользования и природопользования;
отсутствие взаимодействия информационных систем органов исполнительной власти;
отсутствие аппаратных серверных и пользовательских мощностей, отсутствие сети передачи данных;
недостаточная цифровизация оказания государственных услуг;
недостаточный уровень достоверности, актуальности и полноты статистической информации;
недостаточный уровень формирования системы углеродного ценообразования и торговли углеродными единицами;
отсутствие отраслевого регулирования области применения методов искусственного интеллекта;
отсутствие единого источника комплексной и достоверной информации о состоянии окружающей среды (воздух, вода, почва, недра, лес);
отсутствие единого канала сбора информации и предоставления обратной связи по проблемам экологии, несанкционированных свалок;
отсутствие достоверных и актуальных данных по количеству отходообразователей, объему и морфологии отходов III - V классов опасности;
отсутствие механизма учета и контроля потоков отходов;
отсутствие возможности формирования комплексного тура для посещения особо охраняемых природных территорий (единой системы бронирования);
критическая зависимость от иностранного программного обеспечения (корпоративные информационно-управляющие системы, платформы для сбора, хранения и визуализации данных технологических процессов) и высокотехнологичного оборудования.
Вызовами (задачами) цифровой трансформации являются:
создание нормативно-правовой и методологической базы;
создание единых платформенных решений для отрасли;
формирование новых сервисов для природопользователей и общественных организаций;
автоматизация сбора и ввода информации в отраслевые информационные системы;
развитие кадров "цифровой экологии".
Общие вызовы формируют ряд следующих стратегических рисков:
наличие высокой вероятности задержки или приостановки функционирования создаваемых сервисов при недостаточной обеспеченности дублирования систем в случае критического сбоя инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий;
риски запрета на поставку программно-аппаратных комплексов, применимых для реализации задач, связанных с обработкой больших массивов данных, а также отсутствующих в настоящее время в российском промышленном производстве компонентов оборудования мониторинга состояния окружающей среды;
отсутствие эффективных и апробированных технологий (в том числе алгоритмов комплексной обработки экологических данных, адекватных моделей оценки текущей экологической ситуации и прогноза по ее развитию), необходимых для мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды;
риски выполнения проектов цифровой трансформации, связанные с дальнейшим и значительным усилением международной конкуренции, девальвирующей ресурсы и возможности, направляемые на развитие цифровых технологий;
наличие высокой зависимости показателей социально-экономического развития Российской Федерации от мировых цен на энергоносители и другие сырьевые товары, динамика которых подвержена влиянию фундаментальных и спекулятивных факторов и не может быть точно спрогнозирована.
К политическим рискам можно отнести и риски принятия социально ориентированных решений, сдерживающих структурные преобразования в отрасли экологии и природопользования. Реализация проектов цифровой трансформации потребует притока управленческого и производственного персонала, адаптированного к новым условиям выполнения производственных процессов, а реструктуризация и модернизация цифровой составляющей отрасли неизбежно приведут к сокращению занятого персонала и связанному с этим возникновению социальной напряженности в отдельных регионах.
Правовые риски связаны с необходимостью совершенствования правового регулирования. Пробелы в нормативно-правовой базе ограничивают действия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Российской Федерации, а также способность хозяйствующих субъектов эффективно реагировать на меняющуюся рыночную ситуацию с учетом перспектив развития цифровых технологий.
Цифровая трансформация - сложный ресурсоемкий процесс, требующий нормативного правового, кадрового и финансового обеспечения. Без соответствующего своевременного финансового обеспечения существенно критичными становятся достижение показателей "цифровой зрелости" и реализация положений Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Стратегическое направление может корректироваться по мере уточнения его приоритетов и изменения финансово-экономической и социальной ситуации.
Проекты цифровой трансформации приведены в приложении N 1. Показатели цифровой трансформации приведены в приложении N 2.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей