Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

III. Проблемы и вызовы цифровой трансформации

Проблемами текущего состояния отрасли экологии и природопользования, решаемых при цифровизации, являются:

ориентированность на сбор и оборот информации на бумажных носителях и в нестандартизированных цифровых форматах;

документоцентричная система управления, многозвеньевая вертикаль, сложная система распределения полномочий и ответственности;

широкое использование бумажных носителей информации в рамках оказания государственных услуг;

отсутствие единых прозрачных бизнес-процессов осуществления функций органами государственной власти;

низкая информированность граждан в части мониторинга состояния окружающей среды и принимаемых органами исполнительной власти мер по снижению негативного воздействия;

высокая трудоемкость и низкая оперативность получения актуальной информации о состоянии природных ресурсов;

отсутствие единых стандартов сбора цифровой информации и обмена ее в рамках отрасли;

отсутствие механизмов развития и внедрения в производство российского отраслевого программного обеспечения и информационных технологий сбора, обработки и анализа информации о природных ресурсах;

отсутствие единых платформенных решений;

отсутствие единого стандарта ведения географических информационных систем;

отсутствие широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на туристически привлекательных особо охраняемых природных территориях;

отсутствие единой технической политики и стратегии реализации цифровой трансформации органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в сфере экологии, недропользования и природопользования;

отсутствие взаимодействия информационных систем органов исполнительной власти;

отсутствие аппаратных серверных и пользовательских мощностей, отсутствие сети передачи данных;

недостаточная цифровизация оказания государственных услуг;

недостаточный уровень достоверности, актуальности и полноты статистической информации;

недостаточный уровень формирования системы углеродного ценообразования и торговли углеродными единицами;

отсутствие отраслевого регулирования области применения методов искусственного интеллекта;

отсутствие единого источника комплексной и достоверной информации о состоянии окружающей среды (воздух, вода, почва, недра, лес);

отсутствие единого канала сбора информации и предоставления обратной связи по проблемам экологии, несанкционированных свалок;

отсутствие достоверных и актуальных данных по количеству отходообразователей, объему и морфологии отходов III - V классов опасности;

отсутствие механизма учета и контроля потоков отходов;

отсутствие возможности формирования комплексного тура для посещения особо охраняемых природных территорий (единой системы бронирования);

критическая зависимость от иностранного программного обеспечения (корпоративные информационно-управляющие системы, платформы для сбора, хранения и визуализации данных технологических процессов) и высокотехнологичного оборудования.

Вызовами (задачами) цифровой трансформации являются:

создание нормативно-правовой и методологической базы;

создание единых платформенных решений для отрасли;

формирование новых сервисов для природопользователей и общественных организаций;

автоматизация сбора и ввода информации в отраслевые информационные системы;

развитие кадров "цифровой экологии".

Общие вызовы формируют ряд следующих стратегических рисков:

наличие высокой вероятности задержки или приостановки функционирования создаваемых сервисов при недостаточной обеспеченности дублирования систем в случае критического сбоя инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий;

риски запрета на поставку программно-аппаратных комплексов, применимых для реализации задач, связанных с обработкой больших массивов данных, а также отсутствующих в настоящее время в российском промышленном производстве компонентов оборудования мониторинга состояния окружающей среды;

отсутствие эффективных и апробированных технологий (в том числе алгоритмов комплексной обработки экологических данных, адекватных моделей оценки текущей экологической ситуации и прогноза по ее развитию), необходимых для мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды;

риски выполнения проектов цифровой трансформации, связанные с дальнейшим и значительным усилением международной конкуренции, девальвирующей ресурсы и возможности, направляемые на развитие цифровых технологий;

наличие высокой зависимости показателей социально-экономического развития Российской Федерации от мировых цен на энергоносители и другие сырьевые товары, динамика которых подвержена влиянию фундаментальных и спекулятивных факторов и не может быть точно спрогнозирована.

К политическим рискам можно отнести и риски принятия социально ориентированных решений, сдерживающих структурные преобразования в отрасли экологии и природопользования. Реализация проектов цифровой трансформации потребует притока управленческого и производственного персонала, адаптированного к новым условиям выполнения производственных процессов, а реструктуризация и модернизация цифровой составляющей отрасли неизбежно приведут к сокращению занятого персонала и связанному с этим возникновению социальной напряженности в отдельных регионах.

Правовые риски связаны с необходимостью совершенствования правового регулирования. Пробелы в нормативно-правовой базе ограничивают действия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Российской Федерации, а также способность хозяйствующих субъектов эффективно реагировать на меняющуюся рыночную ситуацию с учетом перспектив развития цифровых технологий.

Цифровая трансформация - сложный ресурсоемкий процесс, требующий нормативного правового, кадрового и финансового обеспечения. Без соответствующего своевременного финансового обеспечения существенно критичными становятся достижение показателей "цифровой зрелости" и реализация положений Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Стратегическое направление может корректироваться по мере уточнения его приоритетов и изменения финансово-экономической и социальной ситуации.

Проекты цифровой трансформации приведены в приложении N 1. Показатели цифровой трансформации приведены в приложении N 2.