См. Организационно-методические указания на 2023 год.

3. Задачи по подготовке органов управления, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований РСЧС

Основные усилия при подготовке органов управления, АСС, аварийно-спасательных формирований (далее - АСФ) направить на поддержание их в постоянной готовности к применению по предназначению и дальнейшее совершенствование практических навыков при проведении АСР в различных ситуациях, совершенствование тактики действий, возможностей АСС, АСФ и организации взаимодействия в сложных условиях.

ОИВ, ОМСУ, руководителям организаций проводить подготовку АСС, АСФ в соответствии с программами профессиональной подготовки спасателей.

При подготовке АСС, АСФ особое внимание уделять специальной, физической и психологической подготовке личного состава к действиям при угрозе и (или) возникновении ЧС.

При проведении ТСУ, тренировок с АСС, АСФ создавать обстановку, максимально приближенную к реальным условиям при возникновении ЧС.

Планировать с АСС, АСФ проведение ТСУ и тренировок перед наступлением характерных для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований сезонных ЧС, угрожающих безопасности населения, территориям и объектам.

В ходе проведения ТСУ отрабатывать вопросы организации взаимодействия АСС, АСФ с подразделениями органов внутренних дел, медицинскими организациями, подразделениями пожарной охраны, спасательными воинскими формированиями (далее - СВФ), военизированными горноспасательными частями (далее - ВГСЧ) и Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России (далее - ГИМС), общественными спасательными организациями и волонтерами-спасателями, в том числе с использованием сил и средств системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".

При проведении корректировки планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, организаций обращать особое внимание на вопросы прогнозирования ЧС, состава группировки сил, их эшелонирования, наличия АСС, АСФ соответствующего профиля, их укомплектованности, оснащенности согласно решаемым задачам.

Организовать оказание методической помощи общественным объединениям, ведущим работу по подготовке спасателей. При привлечении волонтеров-спасателей к ликвидации последствий ЧС или проведении тренировок координировать их деятельность или усиливать ими АСС, АСФ, закрепляя волонтеров-спасателей за наиболее подготовленными специалистами.

Обучение специалистов АСС, АСФ с целью повышения квалификации проводить в центрах подготовки спасателей МЧС России или иных образовательных организациях, в том числе на договорной основе.

Начальникам АСС и АСФ осуществлять организационное и методическое руководство профессиональным обучением спасателей и организовать контроль его проведения.

Комиссиям по аттестации АСС, АСФ, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, при проверках соответствия обязательным требованиям, предъявляемым при аттестации, проводить проверки знания руководителями и личным составом АСС, АСФ правил, норм и инструкций по проведению АСР, наличия у них практических навыков, физических и морально-волевых качеств по соответствующим квалификациям.

Особое внимание при аттестации обращать на техническую оснащенность АСС, АСФ, уровень подготовленности спасателей и наличие соответствующего комплекта документов в соответствии с заявленными видами аварийно-спасательных работ.

Обеспечить качественную подготовку АСС, АСФ проведением практических занятий, в том числе по изучению нормативных правовых актов.

Подготовку спасателей независимо от их ведомственной принадлежности по программе "Особенности ведения поисково-спасательных работ в условиях Арктического региона за исключением территориального моря и внутренних морских вод" осуществлять на базе Арктического спасательного учебно-научного центра "Вытегра" и Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России.

Использовать полигонную базу ВНИИПО МЧС России в г. Оренбурге для разработки и апробации новых технологий и способов тушения пожаров на объектах топливно-энергетического комплекса Арктического региона, а также для практической подготовки АСС, АСФ (любой формы собственности) к действиям в условиях низких температур.