См. Организационно-методические указания на 2023 год.

3.4. Начальникам и руководителям территориальных органов и организаций МЧС России

Основное внимание по подготовке органов управления и сил ГО обратить на:

реализацию единой государственной политики в области ГО, ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

осуществление управления в пределах своей компетенции в области ГО, ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

организацию и обеспечение выполнения требований положений законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов МЧС России в области защиты информации;

осуществление надзорных и контрольных функций в области ГО, ЗНиТ от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

выявление бесхозяйных ПОО, а также объектов накопленного вреда окружающей среде и обеспечение ЗНиТ от угроз ЧС и пожаров на них;

корректировку планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС на муниципальном и региональном уровне, обратив особое внимание на распределение сил и средств по участкам работ при возможных ЧС, а также подготовку запросов на привлечение сил соседних субъектов Российской Федерации и ФОИВ при недостаточности региональной группировки;

осуществление деятельности в пределах своей компетенции по организации и ведению ГО, экстренному реагированию при ЧС, в том числе по чрезвычайному гуманитарному реагированию, ЗНиТ от ЧС и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах;

организацию работы по совершенствованию нормативной правовой базы в субъектах Российской Федерации и ОМСУ с учетом новых подходов к организации управления в области ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера, ГО, внедрение современных информационно-управляющих систем и систем мониторинга;

контроль включения вопросов ЗНиТ от ЧС в стратегии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации для планирования развития территориальных подсистем РСЧС на перспективу, в том числе в части развития системы предупреждения ЧС и обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;

участие в разработке и реализации документов территориального планирования в целях снижения экономических и материальных потерь от ЧС;

обеспечение готовности аэромобильных группировок к реагированию на ЧС, в том числе связанных с крупными ландшафтными (природными) и техногенными пожарами, паводками, авариями на ПОО и объектах жизнеобеспечения, крупными транспортными авариями и катастрофами, обрушением зданий и сооружений;

подготовку личного состава, включенного в состав группировки сил оперативных штабов (далее - ОШ) в субъектах Российской Федерации, ОГ в муниципальных образованиях, ОШ и ОГ в морских районах (бассейнах) при минимизации и ликвидации последствий террористических актов, в том числе во внутренних водах, территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации, на объектах инфраструктуры Северного морского пути и морской экономической деятельности в арктической зоне Российской Федерации (далее - АЗ РФ);

организацию взаимодействия и оказание методической помощи ОИВ и ОМСУ при разработке (корректировке действующих) государственных программ субъектов Российской Федерации в части формирования самостоятельных разделов (подпрограмм, программ) в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

осуществление мер по повышению взаимодействия территориальных органов МЧС России и органов управления образованием субъектов Российской Федерации и в проведении ежегодных школьных, муниципальных, региональных и межрегиональных соревнований "Школа безопасности" и полевых лагерей "Юный спасатель", "Юный пожарный" и "Юный водник";

оказание методической помощи в организации работы КЧС и ОПБ, эвакуационных комиссий ОИВ и ОМСУ, а также в повышении устойчивости функционирования объектов экономики;

участие должностных лиц территориальных органов МЧС России в работе комиссий субъектов Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движения и инициации рассмотрения на их заседаниях вопросов развития системы спасения, пострадавших в ДТП в субъектах Российской Федерации в плане повышения взаимодействия, оснащения пожарно-спасательных подразделений техникой, аварийно-спасательным инструментом и оборудованием;

совершенствование взаимодействия подразделений различных видов пожарной охраны в рамках деятельности пожарно-спасательных гарнизонов в целях своевременного реагирования на возникающие пожары и ЧС;

качественную и своевременную подготовку должностных лиц пожарно-спасательных гарнизонов, выступающих в роли руководителей тушения пожаров и ликвидации ЧС;

организацию контроля и оказание методической помощи в подготовке населения в области ГО, ЗНиТ от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также в пределах своей компетенции при подготовке молодежи в области безопасности жизнедеятельности;

выполнение комплекса мероприятий по предупреждению ЧС и происшествий, в том числе вызванных циклическими рисками, минимизации возможных последствий при их возникновении;

практическую отработку действий органов управления и сил ГО по реагированию на крупномасштабные ЧС с учетом сезонных рисков и климатических условий регионов;

совершенствование межведомственного взаимодействия и обмена информацией с территориальными органами ФОИВ и ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ при реализации мероприятий ГО с учетом создания и развития "Озера данных" регионального уровня РСЧС на базе ЦУКС территориальных органов МЧС России;

применение информации, предоставляемой системой обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в целях осуществления информационно-аналитической поддержки государственного управления в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности и правопорядка, предотвращения угроз жизни или здоровью, предупреждения происшествий и чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

развитие ОКСИОН (в том числе при закупке ее мобильных сегментов - МКИОН) за счет средств субъектов Российской Федерации и обеспечение бесперебойного функционирования терминальных комплексов;

создание системы комплексной безопасности для защиты территорий, населения и КВО АЗ РФ от ЧС природного и техногенного характера за счет существующих лимитов бюджетных средств, выделенных Правительством Российской Федерации;

организацию и осуществление внутреннего финансового контроля в территориальном органе МЧС России;

организацию своевременного проведения инвентаризации материально-технических средств, находящихся в эксплуатации и хранящихся на складах;

развитие системы применения БАС, подготовку подразделений беспилотной авиации к действиям по предназначению;

организацию и контроль уточнения планов ГО и защиты населения субъектов Российской Федерации и ОМСУ, планов ГО территориальных органов ФОИВ и организаций;

организацию своевременной и качественной подготовки докладов о состоянии ГО;

строительство, реконструкцию зданий и дооснащение ЦУКС территориальных органов МЧС России в соответствии с заданиями, установленными в рамках государственного оборонного заказа на 2022 год и на плановый период 2023 - 2024 годов, в сочетании с оснащением их современными информационно-коммуникационными технологиями и системами жизнеобеспечения, в том числе с участием в этой работе субъектов Российской Федерации;

совершенствование технической оснащенности пунктов управления (далее - ПУ), укомплектование их современными средствами связи, специальной связи, автоматизации и управления, позволяющими передавать данные об обстановке в режиме реального времени с места ЧС;

внедрение современных средств и методов мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера, в том числе системы раннего обнаружения и моделирования развития обстановки;

проведение мероприятий по развитию СНЛК и актуализации нормативных правовых актов по вопросам ее функционирования;

вопросы координации и контроля деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения;

контроль функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";

готовность территориальных органов МЧС России к работе на ПУ в мирное и военное время;

подготовку спасателей и пожарных к проведению поисково-спасательных работ и тушению пожаров при обрушении зданий и сооружений, а также при выполнении работ в зонах заражения АХОВ;

организацию контроля и методическое руководство при проведении мероприятий по поддержанию в готовности пунктов временного размещения и их применения;

создание и укомплектование городков жизнеобеспечения необходимыми материальными ресурсами для организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;

обеспечение накопления и освежение материальных ресурсов резерва МЧС России, поддержания мест их хранения в соответствии с предъявляемыми требованиями;

целевое расходование денежных средств;

реализацию мероприятий по сокращению расходов текущего финансового года, в том числе расходов на оплату коммунальных услуг;

реализацию соглашений между МЧС России и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче МЧС России осуществления части полномочий;

совершенствование взаимодействия с ОИВ субъектов Российской Федерации по обеспечению безопасности на водных объектах;

обеспечение безопасности при проведении международных спортивно-массовых мероприятий;

организацию контроля за освежением резервов (запасов) средств индивидуальной защиты для населения;

своевременное и достоверное информирование населения о деятельности МЧС России;

широкое использование мер материального и нематериального стимулирования личного состава для образцового использования служебного долга;

принятие мер по усилению роли руководителей всех уровней в работе по подбору, расстановке и воспитанию личного состава, соблюдению воинской и трудовой дисциплины;

приобретение и поддержание необходимого уровня знаний, навыков и умений в области психологии, необходимых для эффективного решения профессиональных задач, а также формирование психологических качеств, необходимых для выполнения работ в экстремальных условиях;

обеспечение реализации социальных прав, гарантий, льгот и компенсаций личному составу МЧС России, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами;

организацию мероприятий по включению жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за территориальными органами и организациями МЧС России, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда;

использование специализированного жилищного фонда МЧС России в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

организацию и осуществление внутреннего финансового аудита в строгом соответствии с нормативными правовыми актами;

профилактику нарушений законодательства, регламентирующего вопросы финансово-хозяйственной деятельности, своевременное выявление нарушений, изучение причин их возникновения и принятие действенных мер по их устранению, а также своевременность возмещения причиненного ущерба;

повышение исполнительской дисциплины в территориальных органах и организациях МЧС России;

обеспечение соблюдения правил охраны труда и требований безопасности военной службы;

методическое обеспечение и контроль создания, сохранения и использования страховых фондов документации;

совершенствование единой системы делопроизводства, архивного и иного хранения документов, развитие системы юридически значимого электронного документооборота МЧС России;

завершение работы по внедрению юридически значимой системы электронного документооборота в структурных подразделениях (управлениях, отделах, службах, отделениях, группах, отрядах, частях, центрах);

повышение исполнительской дисциплины в структурных подразделениях (управлениях, отделах, службах, отделениях, группах, отрядах, частях, центрах);

подготовку и контроль исполнения планов основных мероприятий территориальных органов МЧС России;

завершение формирования фондов ликвидированных организаций МЧС России;

обеспечение централизованного хранения документов в архиве территориального органа МЧС России, а также увеличение при необходимости мощностей архивов;

проведение проверок организации делопроизводства, архивной работы, работы с обращениями граждан в структурных подразделениях (управлениях, отделах, службах, отделениях, группах, отрядах, частях, центрах);

подготовку начальников отделов административной работы и начальников отделений (групп) по работе с обращениями граждан, а также ответственных за ведение делопроизводства по программам дополнительного профессионального образования, повышения квалификации;

повышение качества работы с обращениями граждан и организаций в территориальных органах МЧС России;

повышение качества работы жилищных комиссий по рассмотрению вопросов предоставления;

сотрудникам ФПС ГПС и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из ФПС ГПС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения;

жилищной субсидии и жилого помещения военнослужащим, проходящим военную службу (гражданам, уволенным с военной службы);

федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

В рамках совершенствования и развития оперативного управления: гарантированный прием и передачу сигналов управления (оповещения) по линии оперативных дежурных служб в круглосуточном режиме;

поддержание средств управления, оповещения и связи в готовности к применению по назначению;

повышение оперативности оповещения и информирования должностных лиц органов управления ФП и ТП РСЧС, руководства и структурных подразделений территориальных органов МЧС России;

поддержание устойчивого и непрерывного управления силами постоянной готовности МЧС России в период угрозы, возникновения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера в мирное и военное время;

постоянное ведение учета сил ФП и ТП РСЧС;

совершенствование алгоритмов действий специалистов оперативных дежурных служб при ЧС и пожарах с учетом опыта их ликвидации в 2021 году;

практическое совершенствование действий, повышение уровня профессиональной подготовки специалистов ЦУКС территориальных органов МЧС России.

Перед началом характерных для субъектов Российской Федерации ЧС (весенний паводок, ландшафтные пожары, аварии на коммунально-энергетических сетях в осенне-зимний период и др.) спланировать проведение учений и тренировок по прогнозированию возможной обстановки, реагированию на ЧС.

В каждом периоде обучения провести занятия (тренировки) в целях повышения готовности органов управления МЧС России к решению задач в сложных условиях обстановки, а также по совершенствованию практических действий личного состава по сигналам оповещения.

Начало учебного года - 10 января 2022 года, окончание учебного года - 30 ноября 2022 года.

Окончание зимнего периода обучения - 27 мая 2022 года.

Начало летнего периода обучения - 1 июля 2022 года.