3. Организация работы в налоговых органах с использованием национальной системы прослеживаемости товаров
национальной системы прослеживаемости товаров
3.1.1. Первоначальное включение в НСПТ сведений о товаре, подлежащем прослеживаемости, и формирование РНПТ осуществляется тремя способами:
- путем получения сведений из декларации на товары (далее - ДТ), полученной от ФТС России - при импорте товаров, подлежащих прослеживаемости, участниками оборота товаров;
В данном случае РНПТ формируется (в системе - автоматически, а участником оборота - самостоятельно) на основании сведений из ДТ (реквизитов ДТ и порядкового номера товара в ней);
- путем направления участником оборота товаров в ФНС России в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота Уведомления об остатках - в случае принятия решения о совершении операций с находящимся в собственности у участника оборота товаров по состоянию на 08.07.2021 товаром, подлежащим прослеживаемости.
Уведомление об остатках также представляется в случае приобретения после 08.07.2021 товара, подлежащего прослеживаемости, у физических лиц или приобретения после указанной даты конфискованного, или обращенного иным аналогичным способом в собственность Российской Федерации имущества.
- путем направления участником оборота товаров в ФНС России в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота Уведомления о ввозе - в случае ввоза товара, подлежащего прослеживаемости, с территории иных государств - членов Евразийского экономического союза.
Уведомление о ввозе формируется в течение пяти рабочих дней с даты принятия товаров на учет.
В ответ на Уведомление о ввозе ФНС России также направляет квитанцию с присвоенным РНПТ.
Уведомление об остатках и Уведомление о ввозе могут быть сформированы только на один код ТН ВЭД ЕАЭС.
Впоследствии РНПТ, сформированный одним из указанных выше способов, а также другие реквизиты прослеживаемости (единица измерения, используемая в целях прослеживаемости, и количество товаров в указанной единице измерения) отражаются:
1) в электронных счетах-фактурах, в том числе корректировочных счетах-фактурах, при реализации или безвозмездной передаче товара, подлежащего прослеживаемости, налогоплательщиками, применяющими общий режим налогообложения.
Электронный счет-фактура формируется по формату, утвержденному приказом ФНС России от 19.12.2018 N ММВ-7-15/820@ "Об утверждении формата счета-фактуры, формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг), включающего в себя счет-фактуру, и формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг) в электронной форме" (далее - приказ ФНС России N ММВ-7-15/820@).
Электронный корректировочный счет-фактура формируется по формату, утвержденному приказом ФНС России от 12.10.2020 N ЕД-7-26/736@ "Об утверждении формата корректировочного счета-фактуры, формата представления документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, включающего в себя корректировочный счет-фактуру, и формата представления документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в электронной форме" (далее - приказ ФНС России N ЕД-7-26/736@).
Сведения из указанных счетов-фактур отражаются в НД по НДС в составе сведений книги продаж с отражением в графах 20 - 22 реквизитов прослеживаемости из граф 11 - 13 счета-фактуры, а в графе 23 - стоимости товара, подлежащего прослеживаемости, в разрезе каждого РНПТ.
2) в электронных УПД (документ с функцией "ДОП") и универсальных корректировочных документах (далее - УКД) (документ с функцией "ДИС") при реализации или безвозмездной передаче товара, подлежащего прослеживаемости, налогоплательщиками, применяющими специальный налоговый режим или освобожденными от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
УПД формируется по формату, утвержденному приказом ФНС России N ММВ-7-15/820@.
УКД формируется по формату, утвержденному приказом ФНС России N ЕД-7-26/736@.
Сведения из УПД поставщик отражает в Отчете об операциях, представляемом в электронной форме в налоговые органы по месту учета юридического лица (месту жительства индивидуального предпринимателя), в срок не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
3) в Уведомлении о перемещении, представляемом в ФНС России в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в пятидневный срок с момента реализации товара в государства - члены Евразийского экономического союза.
4) в Отчете об операциях - при совершении:
- операций прекращения и возобновления прослеживаемости;
- операций реализации и приобретения товаров участниками оборота товаров, применяющими специальные налоговые режимы или освобожденными от уплаты НДС;
- операций приобретения товаров участниками оборота товаров, применяющими общий режим налогообложения, у участников оборота товаров, применяющих специальные налоговые режимы или освобожденных от уплаты НДС;
- операций по передаче (получению) товара, не связанной с реализацией или передачей (получением) на безвозмездной основе права собственности на товары (при реорганизации юридического лица, при передаче товара в качестве вклада по договору простого товарищества, в качестве вклада в уставный капитал; при передаче товара в качестве вклада по договору инвестиционного товарищества или паевых взносов в паевые фонды кооперативов; в связи с внесением вклада в имущество организации, в том числе взнос в имущество в целях увеличения чистых активов);
- операций в рамках посреднических договоров при реализации товаров комитента посредником, действующим от своего имени, в случае, когда комитент применяет специальный налоговый режим либо освобожден от уплаты НДС (комиссионер выставляет УПД), при приобретении товаров для комитента посредником, действующим от своего имени, в случае, когда продавец применяет специальный налоговый режим либо освобожден от уплаты НДС (продавец выставляет УПД).
- НД по НДС (при наличии в декларации заполненных граф с РНПТ, количеством прослеживаемого товара, единицы измерения количества прослеживаемого товара);
- Отчета об операциях;
- ДТ, полученной от ФТС России;
Реестр налогоплательщиков содержит общую информацию о наличии расхождений, сумме потенциального ущерба, наименовании участника оборота товаров, ИНН участника оборота товаров, режиме налогообложения, периоде совершения операции с товаром, подлежащим прослеживаемости, количестве партий товаров, стоимости партий товаров, документе, на основании которого сформирован реестр (работа с реестром описана в пункте 6 ИРМ-35-01.1 "Автоматизированный контроль за движением импортных товаров").
Принятые Уведомления об остатках, Уведомления о ввозе, Уведомления о перемещении отображаются в реестре уведомлений (путь в АИС "Налог-3": "Налоговое администрирование\Прослеживаемость\Сведения НП\Реестр уведомлений), в котором также отображается информация о периоде получения уведомлений, номере и дате уведомления, наличии ошибок в уведомлениях, статусе обработки, присвоенном РНПТ, наименовании товара, ТН ВЭД, количестве и стоимости товара, дате направления квитанции (работа с реестром описана в пункте 6.3.1 ИРМ-35-01.1 "Автоматизированный контроль за движением импортных товаров").
3.2.1. При обработке сведений, содержащихся в НСПТ, в автоматизированном режиме выявляются:
1) расхождения, которые подразделяются на следующие виды:
К "зеркальным расхождениям" относится:
Отсутствие записи о счете-фактуре у продавца в НД по НДС или в Отчете об операциях. |
|
Количество товара, указанное в счете-фактуре (УПД) в НД по НДС или в Отчете об операциях у продавца, не совпадает с количеством товара, указанным в счете-фактуре (УПД) в НД по НДС или в Отчете об операциях у покупателя. |
|
Стоимость товара, указанная в счете-фактуре (УПД) в НД по НДС или в Отчете об операциях у продавца, не совпадает со стоимостью товара, указанной в счете-фактуре (УПД) в НД по НДС или в Отчете об операциях у покупателя. |
|
Данные счета-фактуры (УПД) в книге продаж в НД по НДС или в Отчете об операциях агента (комиссионера) не соответствуют данным счета-фактуры (УПД), отраженным у принципала (комитента) и у покупателя (риск срабатывает по одному или нескольким реквизитам прослеживаемости (РНПТ, стоимости товара, количеству товара)). |
К "логическим расхождениям" относится:
Информация о выявленных "зеркальных" и "логических" расхождениях отображается в карточке налогоплательщика, в которую можно перейти из реестра налогоплательщика.
У налогоплательщика количество приобретенного/полученного товара меньше количества реализованного товара. |
|
У налогоплательщика нет операции поступления реализованного товара. |
|
У налогоплательщика в посреднической сделке количество полученного посреднического товара превышает количество переданного посреднического товара. |
|
Отклонение коэффициента увеличения/уменьшения цены больше порогового значения отклонения <3>. |
|
Положительный остаток товара не изменялся в течение последнего отчетного периода. |
|
У налогоплательщика сформировался отрицательный остаток, но при этом есть положительный остаток, перекрывающий отрицательный остаток, с другими РНПТ, но с тем же кодом ТН ВЭД. |
--------------------------------
<3> Справочный коэффициент, который определяется настройкой системы.
Риски отображаются в реестре рисковых партий (путь в АИС "Налог-3": "Налоговое администрирование\Прослеживаемость\Сведения о рисках\Реестр рисковых партий"). Реестр содержит информацию о статусе риска, коде и наименовании риска, наличии налоговой составляющей, потенциальном ущербе, остатке, дате выявления, дате закрытия, периоде, РНПТ, ИНН и наименование участника оборота товаров (работа с реестром описана в пункте 6.3 ИРМ-35-01.1 "Автоматизированный контроль за движением импортных товаров").
Налоговую составляющую имеют следующие виды рисков:
- отрицательный остаток, разрыв цепочки - срабатывает у налогоплательщика, у которого в разделе 9 декларации по НДС количество прослеживаемого товара отражено меньше, чем у покупателя в разделе 8 декларации по НДС либо Отчете об операции с кодом операции 17 или 18;
- завышенная/заниженная стоимость реализации - срабатывает у налогоплательщика, у которого средний процент увеличения (уменьшения) стоимости реализации по аналогичным группам товаров больше (меньше) порогового значения.
Риски, по которым отсутствует налоговая составляющая, носят технический характер.
--------------------------------
<4> Риск, носящий технический характер, также может быть устранен путем представления налогоплательщиком пояснений, документов в электронном виде (счетов-фактур, УПД).
3.3. В случае выявления НСПТ рисков по товарам, подлежащим прослеживаемости, необходимо провести следующие мероприятия налогового контроля.
При этом, если в ходе проведения мероприятий налогового контроля в действиях налогоплательщика определены признаки злоупотребления правом, связанным с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости, необходимо использовать данные, содержащиеся в НСПТ, для усиления доказательственной базы.
1) в соответствии с пунктом 8.9 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при выявлении несоответствий:
а) между сведениями, содержащимися в налоговой декларации, представленной налогоплательщиком в соответствии с пунктом 2 статьи 80 и главами 26.1 и 26.2 НК РФ, и сведениями, содержащимися в Отчете об операциях, и (или) документах, содержащих реквизиты прослеживаемости, представленных в налоговый орган налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости;
б) между сведениями об операциях, содержащимися в НД по НДС, представленной налогоплательщиком, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в Отчете об операциях, представленном в налоговый орган другим налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости;
в) между сведениями об операциях, содержащимися в Отчете об операциях, представленном налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в Отчете об операциях, представленном в налоговый орган другим налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости;
Истребование счетов-фактур, первичных и иных документов, относящихся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, осуществляется с целью проверки и подтверждения сведений, отраженных налогоплательщиком в налоговых декларациях, в Отчетах об операциях, в документах, содержащих реквизиты прослеживаемости, в том числе в целях установления фактических обстоятельств по исполнению договорных обязательств по сделкам, связанным с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости;
2) в соответствии со статьей 31 НК РФ вызвать в налоговый орган налогоплательщика для дачи пояснений в связи с выявленными рисками, расхождениями, противоречиями между сведениями, содержащимися в налоговой декларации и сведениями, содержащимися в Отчете об операциях, и (или) документах, содержащих реквизиты прослеживаемости;
3) в соответствии со статьей 86 НК РФ запросить выписки по операциям на счетах налогоплательщика и провести анализ движения денежных средств по расчетным счетам, по результатам которого необходимо установить, осуществлялась ли налогоплательщиком финансово-хозяйственная деятельность (оплата электроэнергии, арендная плата, оплата складских помещений и другие расходы), уплата таможенных пошлин, налогов при импорте прослеживаемого товара, поступление, перечисление денежных средств за товар, подлежащий прослеживаемости;
4) в соответствии со статьей 92 НК РФ провести осмотр территорий, помещений на предмет возможности их использования для хранения товаров, подлежащих прослеживаемости, в заявленных налогоплательщиком объемах, а также для определения соответствия фактических данных о товарах, подлежащих прослеживаемости, документальным данным, представленным проверяемым лицом;
5) в соответствии со статьей 90 НК РФ осуществить допрос лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, с целью установления обстоятельства заключения и осуществления сделки по поставке прослеживаемого товара, его транспортировки с учетом технических характеристик транспортного средства, погрузки, разгрузки товара, принятия товара на учет и т.д.;
6) в соответствии со статьей 93.1 НК РФ истребовать у контрагента, располагающего документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию) для проверки и подтверждения сведений о конкретной сделке, связанной с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости.
Вышеуказанные мероприятия налогового контроля проводятся с учетом оценки выявленных рисков.
3.3.3. По результатам мероприятий налогового контроля необходимо:
1) провести работу, направленную на побуждение налогоплательщика к добровольному уточнению своих налоговых обязательств и внесения исправлений в налоговую декларацию.
2) при наличии доказательной базы по установлению фактов и обстоятельств, свидетельствующих об умышленном занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (нарушение положений статьи 54.1 НК РФ), рассмотреть вопрос о составлении акта камеральной налоговой проверки в соответствии со статьей 100 НК РФ и вынесении решения о привлечении к ответственности в соответствии со статьей 101 НК РФ.
3) в случае выявления непредставления или несвоевременного представления Отчетов об операциях, неполного отражения (искажения) реквизитов прослеживаемости в документах, представленных налогоплательщиком (Отчет об операциях, счета-фактуры, универсальные передаточные документы), нарушения установленного способа представления счетов-фактур и универсальных передаточных документов, содержащих реквизиты прослеживаемости <5>, невыполнения обязанности по представлению операторами электронного документооборота счетов-фактур и универсальных передаточных документов, содержащих реквизиты прослеживаемости <6>, привлечь к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.
--------------------------------
<5> Настоящий пункт применяется с даты вступления в силу изменений в КоАП РФ. Предполагаемая дата вступления изменений в силу 01.07.2022.
<6> Настоящий пункт применяется с даты вступления в силу изменений в КоАП РФ. Предполагаемая дата вступления изменений в силу 01.01.2023.
3.3.4. Для контроля за правомерностью отражения операций с товарами, подлежащими прослеживаемости, в "Аналитических отчетах" (ветка АИС "Налог-3": Налоговое администрирование\Прослеживаемость\Отчетность\ Аналитические отчеты) предусмотрены отчеты:
- "нарушения по налогоплательщикам" - в отчете формируется список налогоплательщиков, выполнивших наибольшее количество продаж с изменением характеристик, связанных с увеличением стоимости. Также в отчете отображается информация об изменениях характеристик, которые налогоплательщик делал при продаже товаров, а именно: число партий, в которых налогоплательщик выполнял изменения характеристик, число регионов, куда реализован товар, количество проданных товаров с принципиальным изменением характеристик, количество проданных товаров по отношению к общей сумме товаров из партии;
- "продажи партий с принципиальным изменением характеристик" - в отчете формируется информация о продажах товаров с принципиальным изменением характеристик (ТН ВЭД), сгруппированных по партиям, в рамках которых эти продажи осуществлялись.
При необходимости формирования информации по операциям с прослеживаемым товаром - стоимости, количества, выбытии товара, информации из ДТ, в разрезе участников оборота, РНПТ, ТН ВЭД и периода возможно использовать "Отчет по показателям" (ветка АИС "Налог-3": "Налоговое администрирование\Прослеживаемость\Отчетность\Отчеты по показателям").
В целях организации работы при выявлении схемы возможного уклонения от уплаты налоговых и (или) таможенных платежей необходимо осуществлять скоординированные мероприятия с таможенным органом в соответствии с Регламентом организации проведения скоординированных контрольных мероприятий таможенного и налогового контроля по информации сторон (письмо ФТС России и ФНС России от 4 июня 2018 г. N 01-11/33109/ММВ-20-2/58@ "О применении Регламента организации проведения скоординированных контрольных мероприятий и мероприятий таможенного и налогового контроля по информации сторон").
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей