Положения Методологии в части использования данных ГИС МТ, ККТ и веб-скрейпинга при формировании официальной статистической информации о средних потребительских ценах и индексах потребительских цен вступают в силу с 1 января 2023 года.

II. Основные показатели, понятия и определения

II. Основные показатели, понятия и определения <1>

--------------------------------

<1> Значения понятий и определений приведены в целях данной Методологии.

7. Показатели статистики потребительских цен, формируемые на основе данных о потребительских ценах на товары и услуги:

индекс потребительских цен на товары и услуги (ИПЦ), который характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного перечня товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода;

базовый индекс потребительских цен (БИПЦ), который в отличие от ИПЦ исключает краткосрочные неравномерные изменения цен под влиянием отдельных факторов административного или сезонного характера;

изменение средних потребительских цен (тарифов) на отдельный вид товара или услуги рассчитывается как соотношение цен в отчетном и предыдущем периодах и по своему экономическому содержанию отличается от индекса цен на данный товар или услугу, так как учитывает не только ценовой фактор, но и структурные, ассортиментные сдвиги в реализации товаров и услуг;

оценка ИПЦ - оценочное значение индекса потребительских цен (ИПЦ) по Российской Федерации, рассчитанное на основе еженедельных индексов потребительских цен, зарегистрированных по сокращенному перечню товаров и услуг;

(в ред. Приказа Росстата от 22.07.2022 N 512)

(см. текст в предыдущей редакции)

средняя потребительская цена (тариф) на отдельный товар (услугу)-представитель - средняя величина из уровней цен на товары (услуги) в различных организациях торговли (сферы услуг). Средние цены формируются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, сезонных колебаний и других структурных факторов:

появление новых и исчезновение старых товаров, изменение доли отдельных товаров с различным уровнем цен в объеме реализации, открытие (закрытие) организаций торговли или их перепрофилирование, территориальные сдвиги в размещении товаров с региональной дифференциацией цен и т.д.;

стоимость условного (минимального) набора продуктов питания определяется на основе единых весов (количества продуктов питания по видам) и фактических средних потребительских цен на них по России и субъектам Российской Федерации;

стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации исчисляется на основе единого условно потребляемого количества товаров и услуг, а также фактических средних потребительских цен по России и субъектам;

индекс стоимости жизни (ИСЖ) - показатель, характеризующий отношение стоимости набора товаров и услуг в отдельных городах к среднероссийскому значению и позволяющий определить, насколько один и тот же установленный набор потребительских товаров и услуг с едиными объемами их потребления в различных городах России дороже (или дешевле), чем аналогичный набор в среднем по России. Таким образом ИСЖ позволяет измерить относительную разницу стоимости жизни в отдельных городах с ее среднероссийским значением.

8. Основные понятия и определения, используемые в рамках данной Методологии:

агрегатный индекс цен на отдельные виды товаров (услуг) - рассчитывается как средневзвешенная величина на базе индивидуальных индексов цен на товары (услуги);

асессор - сотрудник Росстата, выполняющий разметку данных;

базисный период индекса - период, для которого значение индекса устанавливается равным 1,0 или 100%;

базовые организации - выборочная совокупность организаций торговли и сферы услуг, в которых осуществляется регистрация потребительских цен и тарифов по сформированному набору товаров (услуг) - представителей;

"Большие данные" ("Big Data") - массивы неагрегированной неструктурированной информации, обрабатываемые машинными методами, для использования при формировании официальной статистической информации;

веса - мера относительной значимости товаров (услуг) в рамках сводного индекса цен, определяемая на основе потребительских расходов домашних хозяйств;

взвешивание - метод индексных расчетов для получения сводных показателей из индивидуальных, каждому из которых придается определенное значение или вес, в общей их совокупности;

данные Государственной информационной системы маркировки товаров (ГИС МТ) - информация о товарах, обладающих маркировкой в рамках Национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Честный Знак;

данные ККТ - информация обо всех наличных и безналичных платежах, осуществляемых с использованием контрольно-кассовой техники (ККТ);

данные просеивания веб-страниц (данные веб-скрейпинга) - данные о товарах и услугах, в том числе ценах на них, извлеченные путем технологий просеивания со страниц Интернет-ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

два смещенных года - период времени, за который разрабатываются веса, используемые для расчета ИПЦ в отчетном году: 8 кварталов, предшествующих последнему кварталу предыдущего года;

импутация цен - заполнение отсутствующих цен условными значениями с использованием различных методов их определения;

индекс цен - относительный показатель, характеризующий изменение цен во времени (выражается в коэффициентах или процентах);

индекс цен базисный - характеризует изменение цен за длительный период по отношению к какому-либо периоду или моменту времени;

индекс цен цепной - характеризует изменение цен в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом;

индивидуальный индекс цен (индекс цен элементарных агрегатов) - представляет собой отношение цены товара (услуги) с конкретными потребительскими свойствами в определенный период времени к цене того же товара (услуги) в предыдущем (базисном) периоде;

инфляция - социально-экономическое явление, характеризующееся общим повышением уровня цен в результате обесценивания наличных и безналичных денежных средств и снижения их покупательной способности;

комбинированная регистрация цен - метод сбора информации о ценах, включающий в себя традиционную ручную регистрацию цен и работу с альтернативными источниками информации;

комбинированные данные - данные, полученные из разных источников, используемые в расчетах;

непродовольственные товары - товары, не предназначенные для употребления в пищу и не являющиеся сырьем для приготовления пищи, реализуемые с целью удовлетворения разнообразного потребительского спроса, например: одежда, обувь, мебель, автомобили, строительные материалы, бытовая техника и т.д.;

отсечение - исключение записи (цены, котировки, организации и т.д.) из дальнейшего расчета ИПЦ;

потребительская цена (тариф) - фактическая цена (тариф) на товар или услугу, реализуемые в свободной продаже в организациях торговли, сферы услуг и общественного питания, а также на розничных рынках и ярмарках, реализующих их на регулярной основе в стационарных и нестационарных (палатки, киоски и т.д.) торговых объектах, принадлежащих как юридическим, так и физическим лицам. Потребительская цена является конечной ценой потребления и включает в себя НДС, акциз и другие косвенные налоги, а также затраты и прибыль организаций товаропроводящей сети;

потребительские расходы домашних хозяйств - расходы домашних хозяйств на конечное потребление, включающие расходы, которые несут домашние хозяйства - резиденты данной страны на потребительские товары или услуги. Расходы на конечное потребление не включают расходы на приобретение основных фондов в форме жилых и нежилых зданий и сооружений или на приобретение ценностей, т.е. товаров, которые хранятся в течение некоторого периода времени в качестве запасов стоимости (картины, скульптуры и тому подобное, признанные произведениями искусства, антиквариат, высокохудожественные ювелирные украшения, обладающие существенной и реализуемой стоимостью, коллекции монет, марок, фарфора, книг, имеющие признанную рыночную стоимость). В потребительские расходы населения также не включаются: налог на доходы физических лиц, сбережения, взносы в государственные внебюджетные фонды. Учет производится по полной стоимости товаров и услуг, независимо от того, полностью или частично они были оплачены на момент приобретения и для каких целей они предназначались (для личного потребления или передачи другому домохозяйству);

потребительские товары (услуги) - товары или услуги, которые используются (без дальнейшей переработки в производстве) домашними хозяйствами для прямого удовлетворения индивидуальных потребностей (или желаний);

продовольственные товары - продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки;

разметка данных - процесс проверки идентифицированной и классифицированной информации, обработанной машинными методами;

разметчик - внешний пользователь, выполняющий разметку данных;

регистратор цен - специалист территориальных органов Росстата, осуществляющий регистрацию цен в базовых организациях торговли и сферы услуг;

регистрация цен (тарифов) - сбор информации о ценах на товары (услуги), вошедшие в сформированный набор товаров (услуг)-представителей, на основе различных источников информации в организациях, отобранных для наблюдения за потребительскими ценами;

регулирование цен (тарифов) - сохранение за органами исполнительной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и местными органами самоуправления права на установление и пересмотр цен;

рыночная цена - цена, которая формируется под влиянием спроса и предложения на товар в условиях конкурентного рынка;

сводный индекс цен - взвешенное среднее значение всех индивидуальных индексов цен;

сезонность - циклически повторяющиеся изменения, вызванные сменой времен года, периодом созревания зерновых, овощей, фруктов и их переработки, выполнением определенных работ, а также с обычаями, традициями, праздниками и прочими событиями;

сопоставимая цена (тариф) - цена на один и тот же товар (услугу) с конкретными потребительскими свойствами (ценовая котировка), зарегистрированная в отчетном и базисном периодах в одной и той же организации торговли (сферы услуг);

средние сопоставимые цены - цены на товар (услугу)-представитель, рассчитанные из постоянного количества сопоставимых цен на товары с конкретными потребительскими свойствами (ценовых котировок) в отчетном и базисном периодах;

тарифы на услуги - система ставок, в том числе утверждаемых нормативным документом, по которым организации сферы услуг реализуют их потребителям;

товар (услуга)-представитель - малая товарная группа, т.е. совокупность однородных по своему потребительскому назначению конкретных товаров (услуг) определенного вида, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и их основные потребительские свойства;

торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации;

традиционная регистрация цен - фиксирование цен предложений непосредственно в организациях торговли и услуг, в том числе на их сайтах, специалистами территориальных органов Росстата;

цена - денежное выражение стоимости товара в единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную его единицу;

цена базисного периода - цена, принятая за базу сравнения при исчислении индекса цен;

ценовая котировка - цена товара (услуги), имеющего конкретные потребительские свойства и характеристики (наименование, производитель, характерные особенности), зарегистрированная в определенной организации торговли (сферы услуг).