Положения Методологии в части использования данных ГИС МТ, ККТ и веб-скрейпинга при формировании официальной статистической информации о средних потребительских ценах и индексах потребительских цен вступают в силу с 1 января 2023 года.

7.3. Формирование структуры потребительских расходов населения по субъекту Российской Федерации

7.3 Формирование структуры потребительских расходов

населения по субъекту Российской Федерации

44. Основными этапами расчета структуры потребительских расходов населения по субъекту Российской Федерации являются:

а) формирование среднегодовых расходов домашних хозяйств на приобретение продовольственных и непродовольственных товаров, а также оплату услуг за два смещенных года, предшествующих году, в котором осуществляется расчет ИПЦ.

Среднегодовые расходы определяются как средняя арифметическая величина потребительских расходов домашних хозяйств за два смещенных года;

б) корректировка расходов домашних хозяйств на алкоголь, с целью определения доли алкогольных напитков, соответствующей реальным объемам их потребления.

Необходимость корректировки связана с имеющим место как в международной практике, так и в отечественной статистике традиционным недоучетом расходов домашних хозяйств на алкогольные напитки, так как домашние хозяйства часто необъективно отражают свои реальные расходы на их приобретение.

Корректировка расходов домашних хозяйств на алкоголь осуществляется в следующей последовательности:

расчет удельного веса расходов на алкогольные напитки в общих потребительских расходах на товары (отношение потребительских расходов на алкогольные напитки к сумме расходов на товары - A1);

расчет удельного веса алкогольных напитков в розничном товарообороте, по данным статистики рыночных услуг (расчетный показатель, полученный на основе информации по форме федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" - A2);

расчет повышающего коэффициента расходов домашних хозяйств на алкогольные напитки D1. Данный показатель определяется путем соотношения показателей, характеризующих удельный вес алкогольных напитков в розничном товарообороте (A2), и удельный вес алкогольных напитков в расходах домашних хозяйств на товары (A1):

D1 = A2 / A1, (13)

расчет потребительских расходов домашних хозяйств на наблюдаемые виды алкогольных напитков с учетом повышающего коэффициента корректировки на алкогольные напитки;

формирование структуры потребительских расходов населения для расчета ИПЦ на основе скорректированных данных о расходах домашних хозяйств на потребление алкогольных напитков;

в) обеспечение увязки отдельных статей расходов домашних хозяйств (представленных в разрезе агрегированных данных по группам товаров и услуг) с набором товаров (услуг)-представителей, разработанным для наблюдения за уровнем и динамикой потребительских цен (тарифов) посредством разработки алгоритмов распределения расходов домашних хозяйств.

Алгоритмы распределения расходов домашних хозяйств по статьям набора товаров (услуг)-представителей для расчета ИПЦ разрабатываются в связи с тем, что многие статьи потребительских расходов домашних хозяйств не совпадают с перечнем товаров (услуг)-представителей для расчета ИПЦ.

Таким образом, чтобы каждый товар (услуга) набора, используемый для расчета ИПЦ, имел свой вес, следует при помощи алгоритмов распределения разукрупнить или сгруппировать отдельные статьи расходов домашних хозяйств.

Методы формирования алгоритмов, в зависимости от способа распределения расходов домашних хозяйств по отдельным видам товаров (услуг)-представителей можно условно представить в виде трех групп:

прямого отнесения расходов домашних хозяйств по статьям, имеющим идентичные позиции в наборе товаров (услуг)-представителей.

Например, расходы домашних хозяйств, учтенные по статье "Хлеб ржаной и прочий", целиком включаются в структуру потребительских расходов населения по позиции "Хлеб из ржаной муки и из смеси муки ржаной и пшеничной".

долевого отнесения статьи расходов домашних хозяйств по двум или нескольким однородным позициям набора товаров (услуг)-представителей с использованием коэффициентов распределения.

Например, расходы домашних хозяйств, учтенные по статье "Автомобили новые", при помощи коэффициентов распределения относятся в определенных долях по позициям набора товаров (услуг)-представителей "Легковой автомобиль отечественный новый", "Легковой автомобиль иностранной марки, новый".

условного отнесения (долевого распределения) расходов домашних хозяйств, учтенных по отдельным статьям, не имеющим идентичных позиций в наборе товаров (услуг)-представителей, с использованием коэффициентов распределения.

Например, расходы домашних хозяйств, учтенные по статье "Предметы домашнего инвентаря", не имеющей в наборе товаров (услуг)-представителей идентичных позиций, могут быть включены в вес одного из следующих товаров домашнего обихода: "Комплект столовых приборов из нержавеющей стали", "Кастрюля из эмалированной или нержавеющей стали", "Чайник стальной эмалированный", "Сковорода с антипригарным покрытием" или распределены на веса нескольких товаров (так как все эти товары входят в один раздел КИПЦ-ДХ).

При разработке алгоритмов распределения расходов с применением методов долевого и условного отнесения (долевого распределения) необходимо использование специальных коэффициентов распределения расходов, определяющих пропорцию распределения отдельных статей расходов домашних хозяйств по видам товаров (услуг)-представителей.

Разработка коэффициентов распределения осуществляется расчетным путем, а также с использованием следующих дополнительных источников информации:

статистических данных о производстве отдельных видов продукции, о структуре розничного товарооборота, о деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства, других отраслей статистики;

внешних источников информации, в частности, данных налоговых органов, органов ГИБДД;

показателей, исчисленных в результате применения метода экспертных расчетов и оценок на основе информации, полученной от специалистов организаций торговли (сферы услуг).

В КИПЦ-ДХ, в соответствии с которым происходит распределение расходов домашних хозяйств, внутри многих категорий имеются статьи расходов домашних хозяйств, под названием "Другие...", которые не имеют идентичных позиций в наборе товаров (услуг)-представителей, принятом для расчета ИПЦ.

Распределение этих расходов домашних хозяйств по соответствующим позициям набора товаров (услуг)-представителей осуществляется в соответствии с описанием состава указанных статей расходов в "Структуре Классификатора индивидуального потребления по целям домашних хозяйств";

г) приведение среднегодовых расходов к условиям базисного периода (декабря предыдущего года).

Поскольку в качестве цен базисного периода при расчете индекса потребительских цен на товары и услуги выступают цены декабря предыдущего года, а в качестве весов - среднегодовая структура потребительских расходов населения за два смещенных года, необходимо обеспечение сопоставимости этих показателей.

Для этой цели используются коэффициенты актуализации среднегодовых расходов по каждой позиции, по которой определен вес в структуре потребительских расходов населения, включая позиции, вновь введенные в наблюдение, начиная с года, для которого производится формирование структуры потребительских расходов населения.

Коэффициенты актуализации среднегодовых расходов определяются путем отнесения цены товара (услуги)-представителя за декабрь предыдущего года к средней цене на него, рассчитанной за два смещенных года.

00000029.wmz, (14)

где:

Krj - коэффициент актуализации среднегодовых расходов на j-й товар (услугу)-представитель в субъекте Российской Федерации r;

prjd,(T-1) - средняя цена на j-й товар (услугу)-представитель в субъекте Российской Федерации r в декабре предыдущего года (d,(T-1));

00000030.wmz - средняя цена на j-й товар (услугу)-представитель в субъекте Российской Федерации r в среднем за два смещенных года (24 месяца);

r - субъект Российской Федерации;

j - товар (услуга)-представитель.

При этом, расчет средней цены на товар (услугу)-представитель за два смещенных года, производится по формуле средней арифметической простой.

00000031.wmz, (15)

где:

00000032.wmz - средняя цена на j-й товар (услугу)-представитель в субъекте Российской Федерации r за месяц (t).

Для определения коэффициентов актуализации по вновь введенным в наблюдение позициям используются разработанные коэффициенты актуализации по родственным позициям-компаньонам или групповым позициям за предыдущий год;

д) определение весов потребительских расходов населения для расчета ИПЦ по субъекту Российской Федерации осуществляется на основе потребительских расходов населения, приведенных к условиям базисного периода, путем отнесения потребительских расходов по каждой позиции набора товаров (услуг) к общей сумме потребительских расходов по субъекту Российской Федерации.