Положения Методологии в части использования данных ГИС МТ, ККТ и веб-скрейпинга при формировании официальной статистической информации о средних потребительских ценах и индексах потребительских цен вступают в силу с 1 января 2023 года.

5.4. Принципы обеспечения сопоставимости цен

5.4 Принципы обеспечения сопоставимости цен

17. При сборе ценовой информации для расчета ИПЦ должна быть обеспечена возможность определения "чистого" изменения цен и исключено влияние на него различных структурных сдвигов, т.е. выполнено условие сопоставимости ценовых данных в отчетном и предыдущем периодах.

Для обеспечения сопоставимости цен должен выполняться ряд требований:

идентификация товара (услуги) с конкретными потребительскими свойствами и качественными характеристиками в соответствии с его описанием. В "Больших данных" товары (услуги) идентифицируются по их наименованиям с использованием нейронных сетей и работы асессоров/разметчиков, или кодам для маркированных товаров;

соблюдение непрерывности наблюдения за ценами на товары (услуги)-представители в отобранных объектах наблюдения и городах в течение, как минимум, года;

приведение цен на товар (услугу) в установленные единицы измерения;

соблюдение равных интервалов времени между регистрациями цен: для ежемесячной регистрации - 28 - 31 день, для еженедельной - 7 дней.

По товарным позициям, по которым наблюдается цена за набор предметов (например, комплект постельного белья), в случае, если в продаже присутствуют только отдельные предметы, предусмотренные в составе набора, цена его определяется как сумма цен отдельных предметов.

В ходе сбора ценовой информации должно быть обеспечено постоянное количество ценовых котировок на товар (услугу)-представитель, учитываемых в ИПЦ, на протяжении всего отчетного года.

Для идентификации товара (услуги) с конкретными потребительскими свойствами, отобранного для наблюдения, необходимо определить максимально подробное описание, содержащее четкую и ясную характеристику.

Описание товара должно включать его название, страну-изготовитель, наименование торговой марки или фирмы-изготовителя, артикул, номер или наименование модели, состав сырья, расфасовку (вес), сорт, размер, вид упаковки, определенное качество (например, процент жирности) и другие характеристики и признаки, позволяющие отличить данный товар от других. Кроме того, могут быть указаны специфические признаки товара, например, хлеб, нарезанный ломтиками, упакованный в герметичную упаковку и т.п.

Детализация описания товара должна обеспечить возможность безошибочной идентификации его в организации торговли при последующей регистрации цен.