Положения Методологии в части использования данных ГИС МТ, ККТ и веб-скрейпинга при формировании официальной статистической информации о средних потребительских ценах и индексах потребительских цен вступают в силу с 1 января 2023 года.

5.1. Этапы наблюдения за ценами и расчета показателей

5.1 Этапы наблюдения за ценами и расчета показателей

14. Наблюдение за ценами и тарифами на товары и услуги на потребительском рынке и расчет индекса потребительских цен включает в себя следующие этапы работы:

а) Ежегодная часть:

Формирование выборок:

набора товаров (услуг)-представителей;

городов;

базовых организаций торговли и сферы услуг;

перечней товаров и услуг с конкретными потребительскими свойствами;

определение источников информации о ценах для каждого товара (услуги)-представителя в каждом субъекте Российской Федерации и порядок их комбинирования;

определение весов для расчета средних цен и индексов потребительских цен.

б) Регулярная часть:

Сбор данных о ценах и тарифах;

Расчет индексов потребительских цен на отдельные виды и группы товаров и услуг, а также сводного ИПЦ и оценки ИПЦ на все товары и услуги;

Расчет средних цен (тарифов) на товары и услуги;

Расчет стоимости различных наборов потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения;

Проверка достоверности информации об уровнях потребительских цен.

Процедура регистрации цен (тарифов) за отчетный период в базовой организации включает:

поиск и идентификацию товара (услуги) с конкретными потребительскими свойствами в соответствии с его детализированными характеристиками;

проверку неизменности детализированных характеристик товара (услуги) с заданными параметрами;

сравнение и изучение возможных отклонений фактической характеристики товара (услуги) от заданных параметров;

многоуровневое отсечение некорректных (экстремальных) ценовых котировок или ценовых котировок, не соответствующих методологическим принципам наблюдения за ценами для расчета ИПЦ;

фиксацию цены на товар (услугу)-представитель в случае его идентичности с товаром (услугой), на который была зарегистрирована цена (тариф) в базисном периоде;

замену на цену (тариф) другого товара (услуги) с аналогичными потребительскими свойствами из однородной ассортиментной группы в случае отсутствия наблюдаемого товара (услуги) с конкретными потребительскими свойствами;

анализ представительности нового товара (услуги) и спроса на него;

регистрацию цены (тарифа) на вновь отобранный товар (услугу) за отчетный и сопоставимый месяцы.