Положения Методологии в части использования данных ГИС МТ, ККТ и веб-скрейпинга при формировании официальной статистической информации о средних потребительских ценах и индексах потребительских цен вступают в силу с 1 января 2023 года.

6.8. Определение источников информации о ценах для каждого товара (услуги)-представителя в каждом субъекте Российской Федерации и порядок их комбинирования

6.8 Определение источников информации о ценах для каждого

товара (услуги)-представителя в каждом субъекте

Российской Федерации и порядок их комбинирования

40. В процессе перехода от традиционных методов регистрации потребительских цен к использованию "Больших данных", каждый субъект Российской Федерации будет находиться в определенной конфигурации источников данных. В каждом городе региона цена на конкретный товар (услугу)-представитель может быть зарегистрирована с использованием:

"Больших данных";

традиционных методов регистрации;

комбинирования "Больших данных" и традиционных методов.

В процессе отбора ценовых котировок из различных источников необходимо использовать системы альтернативных данных в порядке их приоритетности:

данные ККТ, предоставляемые ФНС России <1>;

--------------------------------

<1> При наличии технической возможности использования данных.

данные ККТ из ГИС МТ.

Данные веб-скрейпинга рассматриваются как дополнительный источник данных о ценах и могут комбинироваться с любым из вышеперечисленных источников и традиционной регистрацией цен.

Из источников альтернативных данных отбираются ценовые котировки по каждому городу для каждого товара (услуги)-представителя в соответствии с определенным минимальным количеством котировок. Если сведений из источников Больших данных недостаточно, то используются данные традиционной регистрации.

а) Определение источников информации о ценах.

В случае наличия в конкретном городе достаточного количества ценовых котировок в рамках определенного товара (услуги)-представителя и организаций, полученных на основе "Больших данных" (данных ККТ или веб-скрейпинга), традиционные методы регистрации по отношению к данному товару (услуге)-представителю не применяются.

В обратном случае данные о ценах для расчета ИПЦ комбинируются путем дополнения традиционным источником наблюдения, т.е. сбором информации регистраторами цен.

"Большие данные" могут быть комбинированы с традиционными данными на разных этапах расчета индексов цен:

расчет индивидуальных индексов цен на товар (услугу)-представитель;

расчет агрегатных индексов цен на товар (услугу)-представитель;

расчет сводного индекса цен.

Существуют несколько вариантов комбинирования данных для разных товаров (услуг), например, комбинирование на уровне расчета индивидуальных индексов цен на товар (услугу)-представитель, когда, изменения цен в ряде организаций (определенных на этапе составления выборки) происходят на основе данных ККТ <1>, а в ряде организаций (например, на розничных рынках) - традиционным методов регистрации.

--------------------------------

<1> При наличии технической возможности использования данных.

Для того, чтобы сформировать определенную конфигурацию методов сбора данных, каждый субъект Российской Федерации и города в нем должны руководствоваться принципами, приведенными ниже.

б) Принципы комбинирования нескольких источников информации.

При принятии решении об использовании источников информации о ценах и их комбинировании в расчете ИПЦ, основополагающими являются следующие принципы:

определение типа регистрации цен осуществляется для товара (услуги)-представителя в каждом отдельном городе;

преимущественно используются "Большие данные";

для использования "Больших данных" должно быть обеспечено достаточное покрытие конкретного сегмента организаций в городе (например, сетевые магазины);

данные веб-скрейпинга используются наряду с данными ККТ и данными традиционной регистрации цен;

в случае недостаточности данных ККТ (из-за сложности распознавания наименований) для маркированных товаров используются данные ГИС МТ. При этом данные ККТ и ГИС МТ никогда не комбинируются во избежание дублирования информации;

при комбинировании источников информации необходимо соблюдение сопоставимости их использования в течение отчетного года;

при полной невозможности использования данных ККТ сохраняется традиционный метод сбора информации о ценах;

При комбинировании источников информации о ценах на уровне города по отдельному товару (услуге)-представителю индивидуальный индекс цен рассчитывается как средняя геометрическая простая из изменений цен по сопоставимым ценовым котировкам:

00000028.wmz, (12)

где:

Igj,t/(t-1) - индекс цен (тарифов) на j-й товар (услугу)-представитель в городе g в отчетном месяце по сравнению с предыдущим месяцем;

igj,c1,s1,t/(t-1), ..., igj,cn,s2,t/(t-1) - изменения цен на товары (услуги) с конкретными потребительскими свойствами, зарегистрированных в различных организациях торговли (сферы услуг) города (ценовые котировки);

g - город;

j - товар (услуга)-представитель;

c - ценовая котировка в рамках товара (услуги)-представителя;

s - источник информации;

t - отчетный период;

t - 1 - предыдущий период;

n - количество ценовых котировок.