Положения Методологии в части использования данных ГИС МТ, ККТ и веб-скрейпинга при формировании официальной статистической информации о средних потребительских ценах и индексах потребительских цен вступают в силу с 1 января 2023 года.

6.1. Формирование набора товаров (услуг)-представителей

6.1 Формирование набора товаров (услуг)-представителей

20. Основные принципы формирования набора товаров (услуг)-представителей.

Потребительский набор товаров (услуг)-представителей (далее - Набор), на основании которого осуществляется наблюдение за ценами и рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех субъектов Российской Федерации выборку групп товаров и услуг.

Централизованно определяются наборы товаров (услуг)-представителей для ежемесячного наблюдения за ценами и сокращенный набор для еженедельного наблюдения за ценами. Наборы утверждаются нормативным актом Росстата.

Формируются подробные описания потребительских характеристик каждого товара (услуги)-представителя.

В Набор включаются товары и услуги массового потребительского спроса, а также отдельные их виды необязательного пользования (легковые автомобили, ювелирные изделия из золота, деликатесные продукты и т.д.).

При отборе товаров (услуг)-представителей в Набор учитывается относительная важность их в потреблении, представительность с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, устойчивое наличие их в продаже на территории большинства субъектов Российской Федерации.

Сбором ценовой информации в каждом субъекте Российской Федерации должен быть максимально охвачен весь Набор.

При этом наборы товаров (услуг)-представителей в субъектах Российской Федерации по составу могут незначительно отличаться в меньшую сторону в силу территориальных, национальных и инфраструктурных особенностей.

Допускается исключение из наблюдения определенных позиций в отдельных регионах в случае их систематического отсутствия на потребительском рынке обследуемых городов.

Набор остается неизменным в течение определенного времени, не менее года.

При этом для различных категорий товаров (услуг) оптимальная периодичность актуализации может отличаться: для отдельных продуктов питания и цифровой техники - 1 год; для остальных групп товаров - от 1 до 2 лет; для услуг - от 2 до 3 лет.

21. Методы формирования Набора.

Отбор товаров (услуг)-представителей для регистрации цен производится поэтапно методом направленной выборки.

В Набор включаются продовольственные товары, непродовольственные товары и услуги.

Каждая из перечисленных групп представлена подгруппами, включающими в себя один или несколько товаров (услуг)-представителей.

Основным критерием для включения новых товаров и услуг в Набор является доля товарных групп в общих потребительских расходах населения, которая должна составлять в основном 0,1% и более от общих потребительских расходов населения. В отдельных случаях, вес включаемого в Набор товара (услуги)-представителя может составлять менее 0,1%, если данный товар (услуга) является социально-значимым, пользующимся массовым спросом и имеющим незначительный вес из-за низкой цены (например, соль, бинты, спички и т.д.). Данный критерий отбора соответствует международным стандартам и является оптимальным для охвата всех категорий и групп товаров и услуг, представленных на потребительском рынке Российской Федерации.

Для формирования Набора анализируются итоги выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, проводимого на территории всех субъектов Российской Федерации, в группировке Классификатора индивидуального потребления домашних хозяйств по целям (далее - КИПЦ-ДХ).

Для включения (исключения) товаров (услуг)-представителей в Набор используются также научные подходы на основе:

концепции жизненного цикла товаров и услуг;

экспертных методов анализа (например, метода экспертных интервью);

на основе ценностной мотивации.

Подход к отбору товаров (услуг)-представителей на основе концепции жизненного цикла и экспертных методов анализа применяется для актуализации Набора как на следующий отчетный год, так и на более длительную перспективу изменений в его составе.

В соответствии с концепцией жизненного цикла товары и услуги проходят определенные стадии на потребительском рынке. Основными ориентирами для определения стадии жизненного цикла являются объемы продаж товаров (оказания услуг) в стоимостном или натуральном выражении и темпы роста (снижения) объемов продаж.

Стадия зарождения и выведения на рынок нового товара (услуги). Новые товары (услуги) не имеют аналогов в прошлом, являются итогом принципиально новых разработок. Объемы продаж нового товара (услуги) незначительны. Реализуются отдельные образцы и модели поступивших на рынок новинок товара. Данные товары (услуги) предполагаются для включения в Набор в следующем отчетном году.

Стадия быстрого роста распространения товара (услуги) характеризуется возрастанием информированности потребителя о нем, увеличением спроса, расширением географии его реализации. Характерны темпы роста объема продаж более 10% в год, которые наблюдаются на протяжении длительного периода времени. Такие товары и услуги рассматриваются для введения в Набор в ближайшей перспективе.

Стадия зрелости и насыщения рынка, при которой объем продаж товара (услуги) и прибыли от его реализации достигают своего пика и при этом характеризуются замедлением темпов роста (менее 10% в год), но сохранением их положительного значения. Товары и услуги, находящиеся в данной стадии жизненного цикла, должны быть включены в Набор для расчета ИПЦ.

Стадия спада характеризуется сокращением спроса на товар (услугу) в связи с потерей интереса к нему со стороны потребителей, снижением объема его производства с исходными техническими параметрами, сужением круга организаций, реализующих данный товар (услугу). Темпы роста объема продаж приобретают устойчивую тенденцию к отрицательным значениям, которые постоянно нарастают. Такие товары и услуги постепенно исключаются из Набора.

В качестве источников информации для выявления новых товаров (услуг) и определения стадии их жизненного цикла используются данные ККТ или ГИС МТ, а также экспертные оценки работников организаций торговли и услуг, данные статистической отчетности и другие источники. Так, например, могут быть использованы Интернет-сайты крупнейших мировых торговых компаний (например, WalMart, Amazon, Ebay), где размещается информация о принципиально новых товарах, ожидаемых на рынке, а также на сайтах крупнейших торговых компаний (оффлайн и онлайн), таких как "Перекресток", "Пятерочка", "Лента", "О'Кей", "М.Видео", "Obi" и др.). Анализ товаров-новинок проводится раз в год (в сентябре - декабре отчетного года).

Определение тенденций распространения новых товаров (услуг) в городах, где осуществляется наблюдение за потребительскими ценами, и оценка возможности включения их в наблюдение за ценами, а также исключение из набора неактуальных позиций осуществляется специалистами Росстата и его территориальных органов.

Метод отбора товаров (услуг)-представителей на основе ценностной мотивации может быть использован при значительных ассортиментных изменениях на потребительском рынке.

Использование ценностного подхода характерно в основном для некоторых категорий товаров с применением корректировок характеристик на основе ценностной (гедонистической) мотивации.

В процессе наблюдения за потребительскими ценами, часть товаров, которые изначально попадали в выборку, исчезает с прилавков, одновременно появляются другие, что затрудняет сбор данных о ценах из месяца в месяц. Если определенные товары больше недоступны на потребительском рынке, выбирается на замену аналогичный или менее сопоставимый товар, потенциально соответствующий по ценности, но имеющий измененные характеристики.