Раздел I. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна
Анализ текущего состояния осуществления федерального
государственного контроля (надзора) в области обеспечения
качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна
Россельхознадзор осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна (далее - государственный контроль) в соответствии с Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327.
Порядок организации и осуществления государственного контроля установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1079 "О федеральном государственном контроле (надзоре) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна".
Предметом государственного контроля является соблюдение товаропроизводителями требований к обеспечению качества и безопасности зерна (для пищевых и непищевых целей) и продуктов переработки зерна (не для пищевых целей) и связанных с ними требований к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при закладке и хранении зерна (для пищевых и непищевых целей) в составе государственного резерва, транспортировке, ввозе зерна и продуктов переработки зерна (для пищевых и непищевых целей) в Российскую Федерацию, при вывозе зерна и продуктов переработки зерна (для пищевых и непищевых целей) из Российской Федерации (в части соблюдения обязательных требований, предъявляемых к зерну и продуктам переработки зерна при осуществлении экспортных операций), а также соблюдение требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании".
В пределах компетенции Россельхознадзора осуществляется контроль соблюдения контролируемыми лицами требований, установленных статьями 3, 4, 7 и 8 технического регламента Таможенного союза "О безопасности зерна", а также приложениями 1 - 6 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности зерна".
Государственный контроль осуществляется Россельхознадзором в отношении следующих объектов государственного контроля:
- деятельность контролируемых лиц, осуществляющих производство, хранение, перевозку, реализацию зерна, а также его закладку, хранение и транспортировку в составе государственного резерва;
- виды продукции по перечню согласно приложению N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1079 "О федеральном государственном контроле (надзоре) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна".
В 2020 году в рамках государственного контроля территориальными управлениями Россельхознадзора проведено 34 199 контрольных (надзорных) мероприятии (отмечается снижение на 5,9% по сравнению с 2019 годом).
В отчетном году были запланированы к проведению 4 885 проверок, из которых фактически проведено 1 036, что составляет 21,2% от запланированных. Низкий процент проведенных плановых проверок связан с исполнением требований постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Результативность плановых проверок в 2020 году составила 67,4% (в 2019 году - 75,8%).
По результатам контрольных (надзорных) мероприятий установлено 4 143 нарушения требований законодательства в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна, что на 52,4% меньше, чем в 2019 году. В общем количестве правонарушений преобладают правонарушения, связанные с несоблюдением отраслевых статей КоАП РФ (96%).
В отношении лиц, совершивших административные правонарушения, применялись меры правового воздействия. Наиболее распространенная мера - административные штрафы, взыскиваемость которых в 2020 году составила 61,5%.
В связи с поступлением в 2020 году уведомления Главного таможенного управления Китайской Народной Республики об обнаружении ГМО в растительном масле Россельхознадзором была усилена работа по контролю ГМО в масличных и технических культурах при обращении внутри страны, а также при экспортно-импортных операциях.
Вместе с тем полноценной работе по контролю за ГМО препятствуют проблемы в части нормативно-правового регулирования. Россельхознадзор осуществляет контроль за ввозом на территорию Российской Федерации генно-инженерно-модифицированных организмов и семян в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, при этом контроль за перемещением семян внутри Российской Федерации, а также контроль за содержанием ГМО в вегетирующих растениях отсутствует. Кроме того, не урегулирован порядок уничтожения ГМО-посевов сельскохозяйственных культур и порядок отбора проб вегетативной массы растений для последующей экспертизы. Таким образом, в настоящее время отсутствует система предотвращения посевов ГМО растений.
В Российской Федерации, странах ЕС, Китае выращивание генетически модифицированных растений в промышленных масштабах запрещено. Многие страны выдвигают требование об отсутствии ГМО не только в семенах, по и готовой продукции.
В 2020 году Россельхознадзором было выявлено 9 случаев обнаружения генетически модифицированных последовательностей в рапсе, сое и кукурузе.
По всем случаям были приняты меры. Проведены внеплановые проверки по согласованию с прокуратурой. В Волгоградской области посевы рапса уничтожены. В Хабаровском крае уничтожена экспортная партия семян сои. Хозяйствующие субъекты привлечены к ответственности по статьям 6.3.1, 10.12, ч. 1 статьи 14.43, 14.44, 17.7 КоАП РФ.
При проведении контрольных (надзорных) мероприятий проинспектировано 56,2 млн тонн зерна и продуктов переработки зерна (в 2019 году - 66 млн тонн). Выявляемость зерновой продукции, не соответствующей требованиям нормативных документов, составила 20,6% (в 2019 году - 17,7%).
При закупках зерновой продукции для госнужд и при закладке на хранение в госрезерв несоответствие выявлено в 5,4 тыс. тонн продукции. В основном это превышения предельно допустимых уровней по показателям зараженности и загрязненности вредителями хлебных запасов, по содержанию примесей и по различным показателям качества.
При вывозе зерна из Российской Федерации нарушения были выявлены в 10,2 млн тонн (17,5% от общего объема зерна, отгруженного на экспорт). Зараженность и загрязненность вредителями была отмечена в 9,5 млн тонн. После проведения фумигации и других соответствующих подработок продукция отправлена в страны назначения.
При ввозе зерновой продукции в Российскую Федерацию выявлено 67 тыс. тонн продукции, не соответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности зерна", более 90% которой составили соевые бобы из Бразилии и Парагвая с превышениями по показателю глифосат, поступавшие в Калининградскую область.
В 2,9 тыс. тонн зерна и продуктов его переработки отмечалась зараженность и загрязненность вредителями.
Нарушения по другим показателям безопасности и качества, таким как содержание сорной и минеральной примесей, несоответствие по влажности, содержанию белка, микотоксинов и др. выявлено в 1,4 тыс. тонн зерновой продукции.
При перемещении внутри страны выявлено 1,2 млн тонн черновой продукции, не соответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности зерна".
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" органы государственного контроля (надзора) вправе выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию, и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра деклараций о соответствии.
Результаты работы территориальных управлений по принятию мер при выявлении случаев недостоверного декларирования зерновой продукции представлены на диаграмме.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей