Банком России разработаны Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов.

ИНСТРУМЕНТЫ ПОЛИТИКИ ПО РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОГО РЫНКА

Для развития российского финансового рынка и обеспечения его устойчивости, в том числе внедрения инноваций, расширения набора инструментов, продуктов и сервисов, повышения их доступности, защиты прав потребителя и формирования среды доверия, используется широкий набор инструментов, которые применяются в зависимости от специфики решаемых задач.

К основным инструментам воздействия на финансовый рынок, создания условий и стимулов для его развития относятся:

- нормативно-правовое регулирование и надзор;

- мягкое регулирование в виде кодексов, стандартов саморегулируемых организаций (СРО), рекомендательных писем;

- создание и развитие элементов цифровой инфраструктуры финансового рынка, обеспечение равного доступа к ней;

- создание и поддержка государством механизмов коллективного страхования (гарантирования) накоплений граждан как в банковском секторе, так и на рынке страхования и в негосударственных пенсионных фондах (НПФ);

- налоговое стимулирование и субсидирование;

- повышение финансовой грамотности и просветительская деятельность;

- подготовка кадров для финансовой отрасли;

- информационная открытость и взаимодействие с участниками рынка.

Хотя указанные инструменты в целом остаются неизменными, со временем может меняться специфика самих инструментов, подходы к их применению с учетом тенденций и условий развития финансового рынка. При этом Банк России и Правительство Российской Федерации, как правило, используют комбинацию инструментов, что позволяет повысить эффективность принимаемых мер.

Инструменты развития финансового рынка применяются на основе комплексного анализа ожидаемых результатов, учитывающего как выгоды, так и возможные издержки, а также опыт других стран. Банк России активно участвует в международной повестке по вопросам развития финансового рынка, используя данный процесс в том числе для защиты национальных интересов при формировании международных подходов к регулированию финансового рынка.

Банк России вносит вклад в развитие финансового рынка, способствуя формированию предсказуемых макроэкономических условий через обеспечение ценовой и финансовой стабильности. Денежно-кредитная политика, проводимая в рамках режима таргетирования инфляции, и макропруденциальная политика, нацеленная на поддержание финансовой стабильности, влияют на развитие финансового рынка. В то же время инструменты денежно-кредитной и макропруденциальной политики не предназначены и не используются за пределами этих политик специально для стимулирования развития финансового рынка. Такое использование имело бы значимые негативные эффекты для достижения целей в области ценовой и финансовой стабильности и, как следствие, для устойчивого развития финансового рынка в целом.

Банк России и Правительство Российской Федерации во взаимодействии с органами законодательной власти ведут тесную работу по формированию правовой среды для развития финансового рынка, в том числе созданию правовых основ для новых форм и видов деятельности, форматов взаимодействия поставщиков и потребителей финансовых услуг, каналов обслуживания в условиях внедрения передовых технологий.

Налоговые стимулы и субсидии являются одним из важных инструментов Правительства Российской Федерации для поддержки и ускорения развития тех или иных видов деятельности, инструментов, механизмов на финансовом рынке, особенно на начальных этапах их становления, когда развитие на рыночных условиях может быть затруднено. Такую роль также выполняют специальные институты развития, работающие именно в тех нишах, где рыночные механизмы не справляются. При этом важен системный подход к использованию таких стимулов, предполагающий их периодическую актуализацию: оценку действия, выделение приоритетных направлений поддержки и перераспределение в их пользу ресурсов за счет отмены ранее действовавших мер, которые уже достигли своей цели.

В части создания цифровой инфраструктуры финансового рынка Банк России и Правительство Российской Федерации реализуют прежде всего те проекты, которые не могут быть реализованы рынком самостоятельно, но при этом могут стать основой для дальнейшего развития технологических и инфраструктурных решений со стороны участников рынка. Банк России и Правительство Российской Федерации также создают стимулы и условия для вовлеченности частного сектора в создание и развитие объектов инфраструктуры.

Банк России в целях обеспечения финансового суверенитета России, системной устойчивости и конкурентоспособности национального финансового рынка сохраняет участие в ряде инфраструктурных организаций финансового рынка, в том числе в капитале ПАО Московская Биржа, акционерных обществах "Национальная система платежных карт" и "Российская национальная перестраховочная компания", а также в Российском объединении инкассации (РОСИНКАС).

При этом участие в капиталах банков, проходящих финансовое оздоровление, используется как мера восстановления устойчивости этих банков и обеспечения системной стабильности. После создания эффективной бизнес-модели в данных кредитных организациях Банк России выходит из их капиталов.

Большое значение для динамичного развития финансового рынка, в том числе процессов цифровизации и ESG-трансформации, имеет доступ финансовых посредников, а также иных участников финансового рынка к рынку труда, предлагающему специалистов требуемой квалификации. Дефицит такого предложения не только тормозит развитие, но и порождает отток кадров в сторону крупных компаний, предлагающих конкурентоспособные условия оплаты труда, что ограничивает кадровое обеспечение финансовых организаций, лишая их ключевого персонала. Одновременно с этим скорость разработки и актуализации программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации не соответствует объемам потребности рынка труда, что приводит к увеличению затрат на обучение и развитие специалистов.

В связи с этим обеспечение возможности непрерывного обучения, а также разработка стратегии и механизмов взаимодействия между участниками финансового рынка, государством и сферой образования с целью развития квалификации специалистов становится актуальным и важным. Вопросы своевременной актуализации образовательных программ, стандартов и дисциплин, повышение гибкости взаимодействия системы образования и бизнеса находятся в фокусе внимания Правительства Российской Федерации и Банка России.

Информационная открытость и взаимодействие с участниками рынка играют важнейшую роль в создании четкого понимания ими целей, планов и шагов Банка России и Правительства Российской Федерации, а также оценки тенденций и результатов развития финансового рынка. Это создает ориентиры для финансовых организаций при выстраивании их деятельности. Регулярная коммуникация как с потребителями, так и с поставщиками финансовых услуг повышает прозрачность проводимой политики, что способствует росту доверия к ней и усиливает действенность принимаемых мер. Важным элементом коммуникации также является взаимный информационный обмен с участниками рынка, что позволяет Банку России и Правительству Российской Федерации получить обратную связь, выявить потребности, а также дополнительно оценить процессы, происходящие на финансовом рынке, чтобы учитывать их при выработке мер по его развитию.