Срок действия Соглашения продлен на период с 01.01.2025 по 31.12.2027 года включительно (Дополнительное соглашение от 15.10.2024).

1. Общие положения

1.1. Настоящее Отраслевое тарифное соглашение в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта Российской Федерации (далее - Соглашение или ОТС) заключено на федеральном уровне в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

1.2. Лифтовая отрасль - вид экономической деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности граждан, создание комфортных условий проживания граждан в своих жилищах, на благоустроенных территориях, а также осуществление деятельности при эксплуатации зданий и сооружений; лифтовая отрасль включает в себя виды экономической деятельности, услуги, работы по эксплуатации, использованию, содержанию, монтажу, демонтажу, модернизации, замене, осмотру, техническому обслуживанию и ремонту, а также оценке соответствия опасных объектов - лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов в соответствии с требованиями "Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2023 г. N 1744 (Полный перечень Организаций по видам экономической деятельности, услугам и работам приводится в Приложении N 1, к настоящему ОТС).

(в ред. Дополнительного соглашения, утв. Союзом "Общероссийское отраслевое объединение работодателей лифтовой отрасли, подъемных сооружений и вертикального транспорта "Федерация лифтовых предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 15.10.2024)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.3. Организации лифтовой отрасли - юридические лица, осуществляющие виды экономической деятельности, услуги, работы, приведенные в Приложении N 1, к настоящему Соглашению. На данные Организации распространяется действие Соглашения, в случае их присоединения к Соглашению в порядке, предусмотренном действующим законодательством и настоящим Соглашением.

1.4. Соглашение направлено на совершенствование системы взаимоотношений и согласования интересов между работниками, органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, по вопросам регулирования социально-трудовых и иных связанных с ними экономических отношений в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта (далее - Отрасли), а также на повышение эффективности работы специализированных организаций, иных организаций лифтовой отрасли и сферы вертикального транспорта (далее - Организации), на реализацию социально-экономических, трудовых прав и законных интересов работников данной Отрасли, повышение квалификации работников Отрасли.

1.5. Цели Соглашения:

- содействие реформированию и модернизации Отрасли, поддержание социальной стабильности в Организациях;

- содействие укреплению безопасности работников Отрасли и граждан при эксплуатации опасных объектов - лифтов, платформ подъемных для маломобильных групп граждан, эскалаторов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), подъемных сооружений, в том числе пассажирских канатных дорог, другого подъемно-транспортного оборудования;

- развитие социального партнерства, инициативы и соревнования в трудовых коллективах Организаций;

- защита прав работников в Организациях Отрасли;

- установление и реализация социально-трудовых гарантий работникам Организаций;

- создание условий и механизмов, способствующих реализации Организациях норм трудового законодательства Российской Федерации;

- повышение конкурентоспособности Организаций, привлечение и закрепление квалифицированной рабочей силы;

- обеспечение интересов сторон социального партнерства в Отрасли при формировании тарифов на услуги;

- повышение квалификации работников в соответствии с требованиями, установленными соответствующими профессиональными стандартами, развитие системы независимой оценки квалификации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", государственными программами Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", "Доступная среда", "Содействие занятости населения" и федеральным проектом Российской Федерации "Формирование комфортной городской среды", а также в соответствии со Стратегией развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года, одобренной Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (протокол заседания Национального совета от 24.03.2021 N 52), требованиями Федерального закона "О независимой оценке квалификаций" N 238-ФЗ от 03.07.2016 и постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 N 584 "О применении профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности" Стороны Соглашения участвуют:

- в развитии национальной системы профессиональных квалификаций, независимой оценки квалификации, расширении сети центров оценки квалификаций в целях подтверждения квалификации работников Отрасли соответствующим профессиональным стандартам;

- в создании и развитии национальной системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и программ профессионального обучения;

- в формировании оптимального качества состава и численности трудовых ресурсов, необходимых для развития Отрасли;

- в мероприятиях по повышению качества и конкурентоспособности продукции и услуг, реализуемых в Отрасли, а также повышению уровня доходов работников Отрасли;

- в создании условий для повышения уровня и качества социальных гарантий работникам Отрасли, в том числе за счет привлечения социально-ответственного бизнеса, иных негосударственных источников финансирования.

1.6. Настоящее Соглашение заключено между работодателями и работниками Организаций Отрасли в лице их полномочных представителей (сторон):

- от работодателей - Союз "Общероссийское отраслевое объединение работодателей лифтовой отрасли, подъемных сооружений и вертикального транспорта "Федерация лифтовых предприятий" (далее - Федерация Лифтовых Предприятий), действующее на основании Федерального закона от 27.11.2002 N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей", Устава Федерации Лифтовых Предприятий (зарегистрирован 10.09.2013, в едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1137799016849);

- от работников - Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения (далее - Профсоюз жизнеобеспечения), действующий на основании Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Устава Профсоюза жизнеобеспечения (зарегистрирован 26 августа 2010 года в Минюсте России (учетный номер 0012110145), свидетельство N 278, государственный регистр N 1037739338450 от 31.01.2003).

1.7. Настоящее Соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений между работниками и работодателями Организаций, на которые распространяется действие Соглашения, вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности Организаций, общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также определяющий права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства.

1.8. Соглашение является обязательным к применению при заключении региональных, территориальных, коллективных договоров (соглашений) для Организаций, на которые оно распространяется. Коллективные договоры в Организациях не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями, предусмотренными настоящим Соглашением. Настоящее Соглашение не ограничивает права Организаций в расширении социальных гарантий работникам за счет собственных средств.

В случае отсутствия в Организации коллективного договора настоящее Соглашение имеет прямое действие.

1.9. Организации в соответствии с настоящим Соглашением в целях защиты прав работников Отрасли обязуются выполнять работы по эксплуатации, использованию, содержанию, монтажу, демонтажу, модернизации, замене, осмотру, техническому обслуживанию и ремонту, а также оценке соответствия опасных объектов - лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов в соответствии с требованиями технических регламентов Таможенного союза "Безопасность лифтов" ТР ТС 011/2011 и "Безопасность машин и оборудования" ТР ТС 010/2011, "Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2023 г. N 1744 и национальных стандартов по тарифам не ниже установленных Государственными сметными нормами и Федеральными единичными расценками на пусконаладочные работы по лифтам (ГЭСН, ФЭР).

(в ред. Дополнительного соглашения, утв. Союзом "Общероссийское отраслевое объединение работодателей лифтовой отрасли, подъемных сооружений и вертикального транспорта "Федерация лифтовых предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 15.10.2024)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.10. Расходы работодателей, предусмотренные настоящим Соглашением, учитываются федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в соответствии с тарифами на услуги по техническому обслуживанию, осмотру, ремонту, оценке соответствия лифтов, платформ подъемных для маломобильных групп граждан, эскалаторов (за исключением эскалаторов метрополитена), пассажирских конвейеров, установленными Государственными сметными нормами, Федеральными единичными расценками (ГЭСН, ФЭР).

В случае установления тарифов на услуги по техническому обслуживанию, осмотру, ремонту, оценке соответствия лифтов, платформ подъемных для маломобильных групп граждан, эскалаторов (за исключением эскалаторов метрополитена), пассажирских конвейеров без учета тарифов, установленных Государственными сметными нормами, Федеральными единичными расценками (ГЭСН, ФЭР), расходов работодателей, предусмотренных настоящим Соглашением, работодатели вправе корректировать расходы на оплату труда посредством принятия локального нормативного акта в установленном порядке, с учетом действующих коллективных договоров. При этом работодатель должен обеспечивать уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже размера минимальной заработной платы, установленного настоящим Соглашением.

1.11. В соответствии с настоящим Соглашением в целях защиты прав работников Организации Отрасли обязуются выполнять работы в соответствии с требованиями "Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2023 г. N 1744, Национальных стандартов, Сводов правил, Стандартов Саморегулируемых организаций, установленных Саморегулируемыми организациями, являющимися членами Союза "Общероссийское отраслевое объединение работодателей лифтовой отрасли, сферы подъемных сооружений и вертикального транспорта "Федерация лифтовых предприятий", определяющих: процедуры, порядок и требования к выполнению работ по монтажу, наладке, эксплуатации, осмотру, техническому обслуживанию и ремонту, а также модернизации лифтов и лифтового оборудования, а также в соответствии с требованиями к специализированной лифтовой организации, включая порядок выполнения работ по проведению оценки соответствия лифтов, эскалаторов, пассажирских конвейеров и платформ подъемных для маломобильных групп граждан, а также требования к порядку заключения договоров на выполнение таких работ.

(в ред. Дополнительного соглашения, утв. Союзом "Общероссийское отраслевое объединение работодателей лифтовой отрасли, подъемных сооружений и вертикального транспорта "Федерация лифтовых предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 15.10.2024)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.12. Организации в соответствии с настоящим Соглашением в целях повышения квалификации и защиты прав работников Отрасли обязуются осуществлять оценку и присвоение профессиональных квалификаций работников лифтовой отрасли и сферы вертикального транспорта в порядке, установленном Федеральным законом "О независимой оценке квалификации" от 03.07.2016 N 238-ФЗ. При направлении работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации оплата профессионального экзамена осуществляется работодателем (ст. 196 ТК РФ). Право работника на подготовку и дополнительное профессиональное образование, а также на прохождение независимой оценки квалификации, реализуется путем заключения договора между работником и работодателем (ст. 197 ТК РФ). В случае оплаты работодателем расходов, понесенных на дополнительное профессиональное образование, а также на прохождение независимой оценки квалификации, работник обязуется отработать после обучения и/или прохождения независимой оценки квалификации не менее установленного договором срока.

1.13. Законы и другие нормативные правовые акты, принятые в период действия Соглашения, улучшающие социально-экономическое положение работников, дополняют действие соответствующих положений Соглашения с момента вступления их в силу.

1.14. В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько Соглашений, применяются условия Соглашений, наиболее благоприятные для работников.

1.14.1. Нормы заключаемых региональных отраслевых тарифных соглашений не могут ухудшать условия, предусмотренные настоящим Соглашением и обеспечивающие социальные гарантии работников отрасли.

1.14.2. На федеральном, региональном и муниципальном уровнях, при заключении соответствующих соглашений, проведении консультаций, согласовании социально-экономической политики и регулировании социально-трудовых отношений - представление интересов работников Отрасли осуществляют Общероссийский профессиональный союз работников жизнеобеспечения, его территориальные организации и первичные профсоюзные организации Профсоюза жизнеобеспечения.

1.15. В соответствии со ст. 48 ТК РФ в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений Соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками, в случаях, предусмотренных ТК РФ, вправе обратиться в письменной форме к сторонам Соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя.

КонсультантПлюс: примечание.

Срок действия Соглашения продлен на период с 01.01.2025 по 31.12.2027 года включительно (Дополнительное соглашение от 15.10.2024).

1.16. Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2022 года и действует по 31 декабря 2024 года включительно.