1. Введение

Концепция повышения правовой культуры избирателей в Российской Федерации на 2022 - 2024 годы (далее - Концепция правового просвещения) разработана в соответствии с подпунктом "в" пункта 9 статьи 21 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции.

Правовая культура - правовой менталитет общества - характеризует такое состояние правосознания, при котором право является социальной ценностью. Избиратель, обладающий высокой правовой культурой, должен не только ориентироваться в законодательстве о выборах и обладать позитивным (основанным на уважении права) правосознанием, но и иметь навыки применения норм закона.

Повышение правовой культуры (правовое просвещение) избирателей представляет собой целенаправленную и систематическую деятельность государства и общества по формированию у граждан государства всеобъемлющих знаний о праве, отношения к праву и навыков правового поведения.

Концепция повышения правовой культуры избирателей предусматривает проведение долгосрочных и оперативных мероприятий информационного, разъяснительного, организационного характера, направленных на создание разнообразных полномасштабных форм правового просвещения избирателей, в том числе молодых и будущих.

Основными функциями правового просвещения являются:

образовательная: расширение, дополнение и углубление знаний, получаемых в образовательных организациях;

информационная: расширение осведомленности граждан в правовых вопросах, увеличение возможности доступа граждан к получению правовой информации о выборах, референдумах, деятельности системы избирательных комиссий;

разъяснительная: обеспечение адекватности понимания сообщаемых сведений и единства применения норм права;

идеологическая: популяризация идей и концепций, отражающих особые интересы социальных общностей и групп;

консультативная: распространение функциональных знаний о едином понимании норм права, необходимых гражданам в повседневной жизни.

Главной целью Концепции повышения правовой культуры избирателей является формирование единого подхода к осуществлению правового просвещения избирателей.

Достижению этой цели способствуют следующие задачи:

формирование знаний в области избирательного законодательства у избирателей;

помощь избирателям в осмыслении практического применения действующего избирательного законодательства;

содействие участию избирателей в избирательной кампании и формирование осознания связи между их участием в избирательной кампании и экономическим и политическим развитием государства;

повышение активности избирателей в избирательном процессе, их заинтересованности в результатах выборов.

Реализация Концепции правового просвещения предполагает непрерывность, системность форм и методов правового просвещения избирателей и предусматривает разработку планов мероприятий на федеральном и региональном уровнях.

В реализации мероприятий Концепции правового просвещения принимают участие:

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

Министерство культуры Российской Федерации;

(абзац введен Постановлением ЦИК России от 17.05.2023 N 115/912-8)

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации;

Министерство обороны Российской Федерации;

Министерство просвещения Российской Федерации;

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

Общественная палата Российской Федерации;

Межпарламентская ассамблея государств - участников СНГ;

Российский фонд свободных выборов;

Российское общество "Знание" и другие просветительские организации России;

органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

общественные палаты субъектов Российской Федерации;

ведущие научные учреждения страны.