Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Общие положения

Основаниями разработки стратегического направления в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года (далее соответственно - цифровая трансформация, стратегическое направление) являются:

Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";

национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденная президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16);

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;

Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации".

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

ведомственная целевая программа "Цифровая платформа транспортного комплекса Российской Федерации", утвержденная Министерством транспорта Российской Федерации 28 декабря 2020 г.;

перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N Пр-2242 по итогам конференции по искусственному интеллекту;

ведомственная программа цифровой трансформации Министерства транспорта Российской Федерации на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов, утвержденная распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. N КБ-17-р;

перечень поручений Президента Российской Федерации от 5 августа 2021 г. N Пр-1383;

инициативы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р;

Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р.

В ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:

технологии искусственного интеллекта;

технологии сбора и обработки больших данных;

технологии систем распределенного реестра;

технологии виртуальной и дополненной реальности;

технологии пространственного анализа и моделирования;

технологии информационного моделирования.

Указанные технологии будут применены:

при анализе дорожного трафика, формировании цифровых моделей транспортной обстановки и оптимального построения маршрутов транспортных средств;

при создании системы сквозного обмена электронными перевозочными документами, создании национального цифрового контура логистики экосистемы цифровых транспортных коридоров Евразийского экономического союза;

при создании единого центра управления транспортным комплексом, в том числе решений для сбора обращений граждан;

при внедрении смарт-контрактов с использованием систем распределенного реестра для отслеживания грузов и обмена юридически значимыми данными между участниками отрасли и государством;

при создании цифровых двойников существующих и новых объектов транспортной инфраструктуры с использованием продвинутых технологий визуализации (виртуальная и дополненная реальность);

при создании системы моделирования транспортных потоков;

при создании и эксплуатации информационной системы учета и планирования работ (затрат) на проектирование, строительство, ремонт и содержание объектов транспортной инфраструктуры (в том числе предиктивная аналитика технического обслуживания и ремонта объектов транспортной инфраструктуры).

Стратегическое направление утверждается до 2030 года.

Актуализация стратегического направления может осуществляться ежегодно, но не более одного раза в год.

В рамках реализации стратегического направления предусмотрены мероприятия и показатели по переходу на программно-аппаратные средства, программное обеспечение и электронную продукцию российского происхождения (в том числе внедрение систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования, систем видеонаблюдения российского происхождения).

Разработка информационных систем, предусмотренных в рамках реализации стратегического направления, должна осуществляться в соответствии с действующими в Российской Федерации нормативными правовыми актами и государственными стандартами, регламентирующими разработку, ввод в действие, эксплуатацию и развитие информационных систем.

Реализация стратегического направления позволит решить задачи по переходу к интенсивной, инновационной и социально ориентированной модели развития транспортной отрасли на основе цифровых технологий и платформенных решений, повышению прозрачности и информационного взаимодействия органов государственной власти, бизнеса и граждан, формированию и сквозному применению на всех этапах транспортного процесса информационных ресурсов (данных) в цифровой форме.

Реализация стратегического направления предусматривает достижение следующих показателей национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":

достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;

увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года;

улучшение качества городской среды в полтора раза;

увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов.