Целями цифровой трансформации являются повышение качества транспортно-логистических услуг (повышение доступности и скорости, снижение стоимости), развитие бесшовных внутрироссийских и международных перевозок, их безопасность и надежность (устойчивость к особым внешним условиям), а также снижение нагрузки на окружающую среду.
Кроме того, ряд инициатив и проектов в рамках цифровой трансформации способствует развитию таких импортозамещающих производств, как машиностроение, электроника, разработка программного обеспечения. Это позволит стимулировать экономическое развитие, а также повысить качество жизни населения.
Задачами цифровой трансформации являются:
цифровизация пассажирских перевозок;
цифровизация грузовых перевозок;
цифровизация жизненного цикла инфраструктуры и транспортных средств;
цифровизация управления транспортным комплексом;
повышение уровня технологического развития и декарбонизация транспортного комплекса.
Ключевыми инициативами и проектами, направленными на приоритетное достижение цели цифровой трансформации, являются:
проект "Беспилотники для пассажиров и грузов" - создание центров управления и инфраструктуры для движения беспилотников всех видов транспорта, запуск в эксплуатацию беспилотных транспортных средств (легковые и грузовые автомобили, поезда, суда, дроны), а также роботизация транспортно-логистических хабов (порты, железнодорожные станции, логистические центры) и внедрение продвинутых систем помощи водителю;
инициатива "Беспилотные логистические коридоры" - организация движения грузовых беспилотных транспортных средств на автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-11 "Нева";
инициатива "Автономное судовождение" - создание инфраструктуры обеспечения автономного судовождения на основе е-Навигации и стимулирование разработки и внедрения судового и берегового оборудования для автономного судовождения;
инициатива "Беспилотная аэродоставка грузов" - создание линейки беспилотных авиационных систем, инфраструктуры для беспилотной логистики, технологий управления беспилотной логистикой, а также формирование организационной модели эксплуатации беспилотных авиационных систем;
проект "Зеленый цифровой коридор пассажира" - создание цифрового профиля пассажира, единого цифрового инструмента оплаты проезда для всех видов транспорта (с применением технологий биометрии), разработка сервиса построения оптимального маршрута поездки (MaaS, Mobility-as-a-Service), а также цифровых пассажирских терминалов;
проект "Бесшовная грузовая логистика" - завершение внедрения системы отслеживания грузоперевозок с использованием электронных навигационных пломб, разработка цифровой платформы транспортного комплекса Российской Федерации, формирование системы сквозного обмена электронными перевозочными документами (в том числе на межгосударственном уровне), создание национального цифрового контура логистики в рамках реализации экосистемы цифровых транспортных коридоров Евразийского экономического союза, а также реализация условий для развития электронных площадок заказа грузовых перевозок, логистических услуг и услуг электронной коммерции (FaaS), создание интеллектуальных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;
проект "Цифровое управление транспортной системой Российской Федерации" - создание единого центра управления транспортным комплексом, ситуационных центров, а также развитие системы моделирования транспортных потоков с применением технологий искусственного интеллекта;
проект "Цифровизация для транспортной безопасности" - создание единого защищенного информационного пространства и защищенных технологических сетей транспортного комплекса, цифровизация государственных услуг в области транспортной безопасности с использованием сведений ограниченного доступа, внедрение механизмов по обеспечению информационной безопасности на объектах транспортного комплекса и системы предварительного информирования, а также обеспечение мониторинга защищенности транспортной информационной инфраструктуры;
проект "Цифровые двойники объектов транспортной инфраструктуры" - запуск системы контроля дорожных фондов, создание 3D-модели (трехмерное представление) объектов транспортной инфраструктуры, разработка информационной системы учета и планирования работ (затрат) на проектирование, строительство, ремонт и содержание объектов транспортной инфраструктуры, создание мобильных измерительных лабораторий, а также внедрение технологий информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства транспортной инфраструктуры (в том числе предиктивного ремонта).
Ключевые инициативы и проекты реализуются в проектно-программном формате и могут включать в себя проекты и мероприятия из утвержденных государственных программ, национальных проектов и иных механизмов реализации государственной политики в сфере транспорта, а также дополнительные мероприятия. Ключевые инициативы и проекты реализуются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, с привлечением других органов власти и соисполнителей в соответствии с целями и задачами проекта.
Организационные механизмы реализации ключевых инициатив и проектов соответствуют проектным методам управления и включают основные мероприятия, индикаторы и "дорожную карту".
При внедрении цифровых сервисов в процессы оказания транспортных услуг в электронной форме, в том числе государственных и муниципальных услуг, и создании или развитии информационных систем предусматриваются использование инфраструктуры электронного правительства, в частности федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", федеральной государственной информационной системы "Единая информационная система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", системы межведомственного электронного взаимодействия, а также подписание документов усиленными квалифицированными электронными подписями и усиленными неквалифицированными электронными подписями, сертификаты ключей проверки которых созданы и используются в указанной инфраструктуре.
При создании цифровых платформ и информационных систем используются следующие принципы:
"безбумажное взаимодействие", направленное на оказание участникам транспортно-логистической деятельности на территории Российской Федерации комплексной электронной услуги оформления перевозочного процесса;
взаимодействие граждан и бизнеса с государством по принципу "единого окна" при организации перевозки грузов и пассажиров различными видами транспорта;
проведение контрольно-надзорных мероприятий в дистанционном формате с применением информационных систем.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей