Проблемами текущего состояния транспортной отрасли Российской Федерации, решаемыми при цифровизации, являются:
высокая аварийность на транспорте ввиду человеческого фактора;
неэффективность перевозочного процесса традиционными видами транспорта;
высокая доля "серых" перевозок при оплате проезда наличными;
низкая привлекательность транспортных коридоров Российской Федерации ввиду высокой транзакционной нагрузки (бумажные документы, контрольные процедуры, посредники);
сокращение доли граждан, пользующихся городским пассажирским транспортом;
низкий уровень использования транзитного потенциала Российской Федерации;
высокие эксплуатационные расходы морских грузоперевозок;
отсутствие возможности оперативного управления транспортным комплексом из единого центра в зависимости от ситуации;
низкая информированность и скоординированность действий органов власти, субъектов транспортной деятельности по вопросам обеспечения безопасности на транспорте (включая транспортную безопасность, кибербезопасность);
отсутствие возможности мониторинга состояния объектов транспортной инфраструктуры на всех этапах жизненного цикла.
Решение указанных проблем за счет развития цифровых решений окажет позитивное воздействие на транспортную отрасль Российской Федерации, при этом выделяются соответствующие вызовы (задачи) цифровой трансформации:
разработка и реализация стратегии развития инновационных видов транспорта (беспилотные автомобили (высокоавтоматизированные транспортные средства), автономные морские и речные суда, беспилотные воздушные суда и др.) на федеральном уровне, включающей вопросы изменения нормативно-правового регулирования, внедрения и тестирования беспилотных транспортных средств, создания инфраструктуры для безопасной эксплуатации беспилотных транспортных средств, формирования организационной модели (оператор инфраструктуры, центры управления трафиком и др.) и др.;
создание и развитие интегрированного цифрового решения для мобильности пассажиров внутри регионов по всей Российской Федерации, включающего сервис построения оптимального маршрута поездки и применение единого цифрового инструмента оплаты проезда для разных видов транспорта с учетом времени перевозки и ее стоимости;
разработка интегрированного цифрового решения для осуществления электронного документооборота при грузовых внутрироссийских и международных перевозках - системы сквозного обмена электронными перевозочными документами, в том числе на межгосударственном уровне, а также экосистемы цифровых транспортных коридоров Евразийского экономического союза;
создание и развитие цифрового инструмента контроля всей транспортной системы Российской Федерации из единого центра управления транспортным комплексом и системы моделирования транспортных потоков с применением технологий искусственного интеллекта и больших данных;
разработка единого решения для обеспечения информационной безопасности на транспорте - единой защищенной цифровой среды оперативного взаимодействия;
поэтапное внедрение уже разработанных в Российской Федерации и доступных для применения решений в области автономных судов;
внедрение цифрового инструмента контроля состояния объектов транспортной инфраструктуры (существующих и строящихся), включая предиктивную аналитику необходимости обслуживания и ремонта;
повышение импортонезависимости и устойчивости функционирования транспортной отрасли.
Реализация указанных задач (вызовов) цифровой трансформации подвержена ряду стратегических рисков, среди которых наиболее значимыми являются:
неравномерное развитие транспортной инфраструктуры, которое влияет на различия в стоимости реализации инфраструктурных проектов в разных регионах Российской Федерации (например, при реализации стратегии внедрения инновационных видов транспорта);
разнородность в вопросах финансового и правового регулирования сферы транспорта на уровне субъектов Российской Федерации и отдельных муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации (например, при создании единой защищенной цифровой среды для обеспечения информационной безопасности и цифрового инструмента контроля состояния объектов транспортной инфраструктуры);
низкая востребованность цифровых сервисов транспортной инфраструктуры вследствие цифрового неравенства и недостаточности цифровых компетенций граждан (например, цифровых сервисов мобильности пассажиров);
недостаток финансирования городского общественного транспорта в субъектах Российской Федерации (например, при внедрении интегрированного цифрового решения для мобильности пассажиров);
отсутствие необходимых технологий и оборудования (например, технологии 5G для развития инфраструктуры беспилотного транспорта), несовместимость или отсутствие необходимого программного обеспечения (например, несовместимость систем оплаты проезда между перевозчиками).
Проекты цифровой трансформации приведены в приложении N 1. Показатели цифровой трансформации приведены в приложении N 2.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей